Легенды о несметных сокровищах, зарытых то ли в глухих лесах, то ли на дальних островах, всегда будоражили воображение. Но, как выясняется, искателям приключений далеко ходить не надо – клады у нас под ногами. Только их ценность – больше не материальная, а историческая: они помогают восполнить пробелы в истории. О том, какие тайны хранит Липецкая земля, рассказывает гость нашей редакции, известный археолог Игорь Бирюков.
Последний мамонт
АиФ: – Игорь Егорович, каковы самые древние находки, обнаруженные на территории современного Липецка?
И.Б.: – Одна из древнейших находок – нижняя челюсть молодого мамонта. Она была обнаружена во время земляных работ в районе Силикатных озёр. Проведённые исследования позволили установить приблизительный возраст находки – около 20 тысяч лет. Но она никак не связана со стоянкой древнего человека. Мамонтёнок мог просто попасть в беду – утонуть в реке или умереть естественной смертью.
АиФ: – А где же тогда находилась самая ранняя стоянка древнего человека?
Досье | |
---|---|
Игорь Бирюков родился в 1966 году в Воронеже. Окончил исторический факультет ВГУ. Работает начальником отдела археологии Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Автор около 50 научных работ. |
И.Б.: – Одно из наиболее древних поселений располагалось недалеко от центра города на небольшом возвышении в пойме реки Воронеж, названной местными жителями Липецким озером. Оно относится к четвёртому-пятому тысячелетиям до нашей эры – это эпоха неолита. Основную часть коллекции материалов поселения составляют фрагменты глиняных сосудов, изготовленных лепным способом. Среди прочих находок большое количество орудий труда из кости и кремния: наконечники стрел, гарпуны, крючки, шилья, мотыги. Из этого был сделан вывод, что главными занятиями древних людей на территории области были охота и рыболовство. К сожалению, рассказать более подробно об их быте сложно – стоянка древнего человека была уничтожена земснарядом в ходе работ по расширению русла реки Воронеж.
Древнее королевство
АиФ: – За последние годы учёными было сделано немало открытий. Можно назвать наиболее значимые?
И.Б.: – В районе Острой Луки Дона под Задонском в ходе совместных работ липецких археологов и членов экспедиции института археологии РАН под руководством доктора исторических наук Андрея Обломского был выявлен целый пласт древностей первого тысячелетия нашей эры, в том числе комплекс поселений и могильников гуннского времени. По результатам проведённых исследований можно предположить, что там находился один из центров гуннской державы, возможно, небольшое королевство.
АиФ: – А сами погребения чем-то необычны? Говорят, они связаны с каким-то страшным обрядом?
И.Б.: – Встречались разные погребения. В некоторых покойник просто лежал на спине, руки вытянуты вдоль тела, вместе с ним в могиле находились и его вещи. Встречались коллективные захоронения, когда в одной могиле покоилось сразу несколько человек – здесь прослеживается связь с античной традицией. Иногда попадались захоронения без инвентаря. Есть предположение, что так могли быть похоронены первые христиане. Но наибольший интерес представляют захоронения разрубленных на куски человеческих тел. Возможно, это свидетельство так называемого обряда расчленения, характерного для кочевых народов. Примерно через месяц после погребения умершего откапывали и тело расчленяли. После этого хоронили все части отдельно. Считалось, что покойник может навредить живым и таким образом его пытались обезвредить.
Похитители истории
АиФ: – На первый взгляд, глиняные черепки не представляют собой ничего интересного. Чем определяется значимость найденного артефакта?
И.Б.: – В первую очередь их исторической ценностью. Они могут ничего не стоить в материальном плане, но для нас, археологов, они дают информацию об определённом периоде истории, а иногда и о целой эпохе. С этой точки зрения эти находки бесценны.
АиФ: – Тогда чем вызван интерес к ним «чёрных археологов»?
И.Б.: – Обычной жаждой наживы. Об этом говорит их интерес к предметам, сделанным из цветного металла, серебра и золота. Но весь ужас в том, что эти люди не просто грабят памятники, они уничтожают наше культурное наследие. После такой деятельности многие интересные для истории факты восстановить уже невозможно.
АиФ: – Но разве их нельзя привлечь к ответственности?
И.Б.: – Выходит, что нет. У нас нет соответствующих законов. Но мало принять закон, он должен ещё и работать. Бороться с общим злом нужно также сообща, всем миром. А свою историю надо любить и относиться к ней уважительно – именно это надо воспитывать в подрастающем поколении, в том числе и с помощью археологии. Неслучайно к раскопкам привлекается сегодня большое количество школьников и студентов. Можно много говорить о патриотизме, но гораздо полезнее сделать что-то для изучения историко-культурного наследия нашего края своими руками.