Примерное время чтения: 9 минут
310

«Театры не должны запирать двери». Британские эксперты о развитии Воронежа

Фото Кристины Бражниковой / Предоставлено организатором

В Воронеже прошел двухдневный мастер-класс от экспертов в сфере культуры из Великобритании. Эдриан Гэррард и Диана Эбаньес Лопес из компании Create London пообщались с творческими воронежцами, желающими изменить свой город к лучшему. Доверять этим экспертам можно – они отвечали за развлекательную часть Олимпиады в Лондоне в 2012 году и с тех пор провели множество социальных проектов, привнесших культуру в серые районы и города.

«АиФ-Черноземье» пообщался с Эдрианом и Дианой о том, почему театрам нужно перестать держать двери закрытыми, как детская площадка может изменить жизнь жителей целого района и как решить проблему с культурным разделением правого и левого берега Воронежа.

Художники и чиновники не доверяют друг другу

Create London в Воронеже
Фото Кристины Бражниковой

Лекция британских экспертов была посвящена отношениям творческих людей с властями и обществом и использованию их потенциала для того, чтобы изменить город к лучшему. Компания Create London очень часто приглашает именитых художников для преображения того или иного пространства.

«Мы привлекаем художников работать на общественных пространствах. Таким образом, люди, которые обычно не ходят по галереям и не заинтересованы в формальной культуре, получают шанс прикоснуться к этой сфере. А художники и культурные институции становятся ближе к обществу и его каждодневной жизни, - рассказывает Эдриан. – Художники, которые обычно работают в блестящих галереях, выходят на улицу и строят, например, детскую площадку. И она получается намного более качественной и интересной, это и семейное место отдыха, и арт-объект».

Деньги на проекты Create London поступают как из бюджета, так и от спонсоров и различных фондов и даже с помощью краудфандинга. По словам экспертов, в Британии тоже сокращают финансирование творческих проектов, поэтому их организаторам приходится быть изобретательными и поддерживать хорошие отношения с властями. Этому они старались научить и российских общественников, пришедших на мастер-класс.

«В каждом российском городе, где нам удалось побывать, мы слышим, что выстроить отношения с муниципалитетом очень сложно, - говорит Диана. – Не думайте, что это только российская проблема. То же самое происходит и в Лондоне. Художники и власти не доверяют друг другу. Поэтому мы приглашаем на наши образовательные мероприятия чиновников. Например, во Владивостоке лекция закончилась тем, что представительница департамента культуры в микрофон диктовала свой мобильный номер. Даже в Лондоне мы такого не видели. Такая встреча лицом к лицу выстраивает доверие и диалог о том, что власти и творческое сообщество могут сделать вместе, чтобы изменить город к лучшему».

И не только властям следует стараться быть более открытыми к творческому сообществу. Художники зачастую настолько далеки от реальной жизни и не понимают приоритетов общества, делая искусство ради искусства .

«Творческому сообществу нужно относиться с пониманием к проблемам и нуждам общества и властей. Мы видим много «несчастных», серых городов, где просто напросто очень слаба связь между творческим центром и людьми. Все из-за нехватки доверия. Я верю, что все возможно решить через диалог. В Британии у нас проходит множество компаний, которые требуют запретить то одно, то другое. А нужно не только запрещать, но и предлагать», - говорят эксперты.

Соединяйте берега и открывайте двери

Фото Кристины Бражниковой

Диана и Эдриан пробыли в Воронеже всего пару дней, но успели пообщаться с городскими активистами и даже выбраться на пешую экскурсию, которую для них провела краевед Ольга Рудева. Опытный взгляд экспертов сразу подметил моменты, которые можно улучшить. И для этого не нужно больших затрат.

«В Воронеже мы заметили очень интересный микс разных архитектурных стилей зданий и пространств. Я думаю, летом улицы полны красивых людей и туристов. Но мы мало что слышали о левом береге. Только то, что там есть неплохие спальные районы и нет избытка культурных активностей. Есть ощущение, что у его жителей нет такого уровня доступа к искусству и культуры, как у жителей правого берега. Этот доступ нужно обеспечить», - считает Диана.

«Воронеж кажется очень космополитичным городом. Здесь есть университеты, он расположен близко к Москве, здесь чувствуется сильная культура. И есть потенциал к развитию, - говорит  Эдриан Гэррард. - Что мы видим везде – слабая связь людей, которые делают проекты на практике, и культурных институций, музеев, галерей. Например, на обновленной Советской площади нет туалета. Туалет есть в театре, который стоит на этой площади, но он не открыт для людей. В нашей стране эту проблему решили. Театры открывают двери для людей, они организуют небольшие кафешки и книжные магазины прямо в лобби, они устраивают открытые события для публики. Вечером здесь проводят спектакли и концерты, а днем театр открыт для всех желающих. В России кажется, что культурные институты слишком защищают свои стены от людей. Мы пытаемся вдохновить людей быть более открытыми и искать точки соприкосновения».

В этом поиске не нужно бояться рисковать, убеждают эксперты. Почему бы не пригласить оперную диву на пенсии к детям или привнести хип-хоп культуру в оперный театр? Так молодые ребята, особенно выходцы из социально-неблагополучных семей, смогут заинтересоваться культурой и приблизиться к ней. Компания Create London организует проекты для беспризорных детей и молодых людей, которым не так повезло в жизни как другим. Например, устанавливает партнерские отношения с компаниями и приводит таких ребят на стажировку к ним, таким образом, напрямую давая им путевку в жизнь. Озлобленных подростков они вывозят к зданию парламента и уже там разговаривают с ними о том, почему они так негативно относятся к себе и к обществу.

Как помирить центр и Машмет?

Криминальные районы, по мнению экспертов, очень просто сделать дружелюбными и открытыми, если проводить так, например, детские фестивали.

«Серые и изолированные районы не нужно декорировать и раскрашивать в яркие цвета, чтобы сделать их более приветливыми, - считает Эдриан. – Творческое сообщество должно установить связи с муниципалитетом и постараться сделать местных жителей более видимыми. Ведь в таких районах  каждый живет своей жизнью, невидимый для других. Представьте, если там станет проходить детский фестиваль. Территория сразу станет безопасней, семьи будут проводить время вместе. На такие события можно приглашать представителей власти, чтобы они вместе с жителями обсуждали насущные проблемы и способы их решения. Так, в Глазго мы вместе с художниками создали детскую площадку. На ней стали собираться люди, они начали общаться, приходить сюда, скоро там появилось уличное кафе, и территория стала общественным местом. Люди вышли из своих домов и стали видимыми друг для друга».

Удивительно, но такое же правило работает не только для районов и городов, но и для стран. Проект Института «Стрелка» и отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве, благодаря которому россиянам из разных городов выпал шанс пообщаться с лондонскими экспертами, - это пример того, как конструктивный диалог может разрушать иллюзию вражды между государствами.

«Мы очень вдохновлены Россией, местами, в которых мы побывали, и людьми, живущими здесь. Это большая удача – поучаствовать в таком проекте, - говорят эксперты. – Мы читаем в газетах о плохих отношениях между Британией и Россией. Но мы приезжаем сюда, знакомимся с прекрасными людьми и разбиваем этот миф. Коммуникация между людьми – это очень важно. Через такие небольшие проекты люди из разных стран становятся ближе друг другу, и их уже не втянуть в политические игры правительств. Единственный способ установить доверительные отношения между людьми, художниками и властями, разными странами – это посидеть вместе на подоконнике и просто поговорить».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах