Примерное время чтения: 3 минуты
2359

Спекулянты и власть ущемляют пекарей

Мука и муки

Почему хлеб не дешевеет вслед за зерном? Сергей Портнов, директор Залегощенского хлебоприёмного пункта, не делает из этого тайны:

– В прошлом году объявили всем, что зерна очень мало и его не хватит до нового урожая. А на самом деле его припрятали спекулянты. В результате стоимость зерна к декабрю выросла более чем на 100%. Весной оказалось, что есть хороший прогноз по озимым, и держать старое зерно в расчёте на выгодную перепродажу стало бессмысленно. Все эти припасы моментально были выброшены на рынок и обвалили цены. Зерно подешевело процентов на 20, но все умолчали о том, что это произошло после двукратного подорожания. Точно так же подешевела мука, однако после подорожания на 70-80%.

Бывший главный технолог Ливенского хлебозавода Татьяна Кошечкина, молодая пенсионерка, мыслями – всё ещё на производстве. Она даёт свой анализ ситуации:

– Значительная часть хлебокомбинатов сегодня убыточна. Средняя рентабельность составляет по Орловской области 3% – это очень мало. Для нормальной работы необходимо довести её до традиционного уровня в 15%, как это было раньше.

Мукомолы могут завезти раз в месяц зерно и вывезти два муковоза в неделю. А хлебозавод должен вывозить свою продукцию два раза в день. Нанять «газель» – 800 рублей в час, а она работает восемь часов в день. На тонне хлеба сразу получается наценка в 6400 рублей.

Кроме того, нет такого понятия, как «социальная мука», – мукомолы могут хоть еженедельно повышать её стоимость, что и делали в прошлом году. Хотя нельзя сказать, что они «бесились с жиру» – рентабельность у них тоже мала. Но в убыток они не работали никогда. У нас же под административным давлением большинство хлебозаводов работали в убыток, выпекая «социальный хлеб». А отсюда – значительное ухудшение его качества. Многие заводы вынужденно идут на то, чтобы покупать муку из дефект­ного зерна.

Нужна контригра

Итоги такой политики печальны. За последние пять лет в области закрылось несколько хлебозаводов. Место их на рынке пытаются заполнять мини-пекарни и пекарни при магазинах. Но даже теоретические расчёты показывают, что в силу масштаба производства хлеб на мини-пекарне должен иметь себестоимость в два раза выше, чем на крупном заводе. Выход из этой ситуации простой: если власть хочет видеть хлеб по стабильным ценам, она должна обеспечить стабильные цены на зерно. Надо в области создавать свой «стратегический» запас, достаточный для годовой работы хлебозаводов – типа регионального фонда зерна, какие были при экс-губернаторе Строеве. Тогда игры спекулянтов будут сведены к минимуму.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах