Начало нового, 2014 года ознаменовалось в Курской области вспышкой кори. На 20 января в регионе число заболевших превысило 100 человек. Как сообщают в управлении Роспотребнадзора по Курской области, ситуацию усложняет то, что все заболевшие – члены баптистской общины, отказывающиеся от прививок, а зачастую и от госпитализации. Неудивительно, что именно баптистов куряне начали обвинять в распространении опасной инфекции.
– Говорить, что баптисты разносят корь по Курской области, абсолютно неправильно и несправедливо по отношению к ним. Такая беда может случиться с любой группой, сообществом, – уверен заместитель начальника управления по взаимодействию с общественными, национальными и религиозными объединениями Александр Шаповалов.
Воспользовались правом
– Я думаю, что придавать этой ситуации заведомо религиозный оттенок не стоит. К сожалению, сейчас в обществе система прививок, имеет два восприятия. С одной стороны, их нужно делать, чтобы не болеть. С другой – в СМИ появилось столько негативных сообщений о вакцинации, что и в нерелигиозной сфере многие граждане отказываются от прививок.
Сегодня нет такого, как в советском государстве, – чтобы все прививались поголовно. Гражданин России имеет право на отказ от вакцинации. Но медицинские работники должны объяснять, к каким последствиям это может привести как для здоровья конкретного человека, так и для его возможностей в правовой сфере (не сделав прививку, вы не имеете права выехать за рубеж, вас могут не принять на работу, детей – в детский сад и т. д.)
Железногорские баптисты – это граждане Российской Федерации, которые воспользовались правом на отказ от прививки. И, к сожалению, это привело к таким последствиям.
Конечно, у этой баптистской общины есть определённая закрытость. Возможно, это стало одним из мотивов отказа.
Екатерина Апонина, АиФ-Курск: – Чем обусловлена эта закрытость?
– Нельзя под одну гребёнку равнять и всех баптистов. Баптизм неоднороден. На территории нашей области действуют общины как Совета церквей евангельских христиан–баптистов, так и Российского cоюза церквей евангельских христиан–баптистов.
Раскол в среде баптистов произошёл в 60–х годах XX века, когда государство обязало все религиозные общины зарегистрироваться. Часть баптистов посчитала, что это приведёт к зависимости от государства, потере религиозной свободы, и ушла в некое подполье. Отделившееся течение стало носить название «Совет церквей». Его представители приняли курс на определённую изоляцию от государства: меньше контактов с органами власти, меньше контактов даже со своими собратьями, которые пошли на официальную регистрацию. Данная общность баптистов никогда не регистрировалась в официальных органах и действовала как группа. В принципе, наше законодательство это позволяет. Ничего криминального или крамольного в этом нет. В случае с Железногорском речь идёт о Совете церквей.
Но отказ от медицинской помощи и определённых манипуляций – это не черта баптистской конфессии. У них нигде в догматах это не прописано. Даже девушка, привёзшая в Железногорск корь, учится в медицинском университете.
Скорее всего, в группе этих людей как граждан сложилось негативное отношение к прививкам как таковым. Они просто решили не делать прививок, чтобы не подвергать своих детей опасности, но тем самым именно это и сделали.
Репутация под вопросом
– Несмотря на большое количество заболевших, община всё же продолжает упорствовать…
– Мы стараемся донести до общины и её руководителей, что отказ от контактов с представителями органов здравоохранения, отказ от вакцинации незаболевших детей не принесёт пользы ни их здоровью, ни им как религиозной конфессии. Баптисты – христиане. Главная заповедь христианина – нести свет Христов в люди. Но если ты инфицирован, то твоя проповедь будет сопровождаться рисками заразить ближнего человека. А это уже заведомый вред, некое понятие греха здесь возникает: через тебя в другой дом может войти беда. Поэтому мы должны прислушаться к голосу разума и каким–то образом локализовать этот очаг инфекции.
– Можно ли как–нибудь повлиять на эту общину? Есть ли соподчинение, иерархия какая–либо?
– Мы привыкли на все религиозные организации переносить привычную для нас структуру Русской православной церкви, где есть патриарх, которого все должны слушаться, или Римской католической церкви, где Папа является абсолютным главой.
У протестантов, в том числе и у баптистов, и адвентистов, каждый пастор, каждая община самостоятельная. У протестантов нет такого понятия, как рукоположение, когда некая невидимая благодать передаётся от епископа к священнику. Там выборные должности, и эта должность может сегодня быть у Иванова, завтра у Петрова, в зависимости от того, нравится он или не нравится своей общине. То есть здесь некий демократизм. Поэтому каждая община самостоятельна в своих решениях – в данном случае, видимо, тоже.
Несмотря на это работа по переубеждению ведётся. Представители Совета церквей, московские пасторы пытаются воздействовать на наших местных. Руководитель религиозной общины иногда считает себя крайней инстанцией. Это очень опасное заблуждение. Неразумные действия отдельных членов общины приводят к такой напряжённости. И самое обидное и опасное для них самих – это то, что в глазах окружающих они становятся некими вредителями. И по ним уже будут судить о всех баптистах. А по сути, евангельские христиане–баптисты – это устоявшаяся протестантская конфессия со своими догмами. В моих глазах они прекрасные семьянины, трудяги, не пьют, не курят. В целом – положительные люди. Но этот факт со вспышкой кори и отказом от прививок может как–то негативно повлиять на репутацию не только отдельных членов, но и самой организации. Эти люди должны понимать ответственность, которую несут, то, что по ним будут судить об их вере в целом.
Впервые в истории
– Когда в Курской области появились баптисты?
– Первый баптисты в нашем регионе появились в 1903 году. Вспоминаем историю Российской империи: все инакомыслящие ссылались на периферию. И там, на периферии, зарождались новые течения, там же работали и многие проповедники, в том числе и протестантские. Так с Северного Кавказа в Солнцевский район переехала одна семья.
Сегодня баптизм – это вторая по количеству приверженцев конфессия Курской области (более 30 тыс. человек). Больше всего баптистов проживает в Октябрьском, Курчатовском районах, в Курске и Железногорске. Для Совета церквей центром является Октябрьский район. Там живёт много приверженцев этой конфессии, имеются храмы, туда приезжают последователи именно этого направления со всей страны, проводятся молодёжные съезды.
– Раньше баптисты о себе подобным образом (отказом от общепринятых в стране действий) не заявляли?
– На территории РФ эта конфессия действует более 150 лет. Она вышла из обществ изучения Библии. На протяжении всей своей истории никогда ничем отрицательным евангельские христиане–баптисты не отличалась, не ассоциировались они с негативными действиями и вредом здоровью. Для Курска же это и вовсе первый случай, когда болезнь и религия так встретились.