Примерное время чтения: 9 минут
2349

Курский художник Олег Радин: «Из живописи ушла сама идея»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ-Курск 12/07/2017
Олег Радин (на фото слева ) на презентации своей книги фотографий старого Курска.
Олег Радин (на фото слева ) на презентации своей книги фотографий старого Курска. / Олег Радин / Из личного архива

О творческих планах Олега Радина спрашивать бесполезно. Даже учреждённый им самим ежегодный Межпланетарный день художника, который традиционно проходит 9 августа, — сплошная импровизация. Между тем о предстоящем праздновании 25-летия галереи «АЯ» её основателю приходится думать заранее. Отсюда и нехватка времени. Поэтому интервью приходится брать урывками, между делом, точнее, делами. Их у Олега Радина немало — от издательских проектов (сейчас готовится набор открыток «По дороге к 1000-летию») до коллекций колокольчиков, винила. Но главной темой разговора в этот раз стала живопись. Кстати, не всем из тех, кто хорошо знаком с творчеством Радина-авангардста, известно, что начинал он с реализма. 

Выбросил чёрные и коричневые краски

Досье
Олег Радин, председатель творческого Союза художников «Провинция», член творческого Союза художников, владелец галереи «АЯ», основатель музея «Каземир Малевич в Курске». Родился в Курске. Учился на машиностроительном факультете политехнического института. Тринадцать лет проработал в театре. Двадцать пять лет назад создал галерею «АЯ».
«Как «нормальный» художник-реалист, я сначала старательно вымучивал рисунки, подготавливая их к следующему этапу — живописи. В этом вопросе очень сильное воздействие на меня оказал друг моего отца, который до войны хотел быть художником, но стал преподавателем физкультуры и замечательным фотографом. Он подарил мне краски и льняное масло с напутствием, что любую картину нужно родить. То есть сначала рисунок, а уже потом — живопись. И я написал картину «Сожжённая деревня», а потом и другие, тоже в духе реализма. Был даже период, когда я увлекся гиперреализмом. Жили мы тогда с бабушкой. Была у меня серия «картонок» размером 35 Х 50 с бутылками в маленькой прокуренном помещении (я тогда курил очень много). И как-то моя бабуля мне говорит: «Ты что это? Хотела убрать бутылки, а они нарисованные — и вляпалась в краски». Она тогда была моим первым и зрителем, и критиком».

— А почему темы первых работ такие невесёлые?

— Потому что я решил, что «весёлого» написано много, значит, буду писать то, что коробит. Изображал сожжённые спички, сигареты, слепых. Одну картину назвал «Не все матери сыты». Но потом были и другие сюжеты. 18 октября на выставке, посвящённой 25-летию галереи «АЯ», будет представлен и где-то десяток моих ранних работ. Некоторые из них я и сам увидел снова только двадцать лет спустя после того, как написал.

— И как теперь вы, художник-авангардист, оцениваете своё раннее творчество?

— Пришёл я как-то к родной сестре. А у нее картина. Натюрморт. Цветы в вазе. «Как красиво, — говорю. — А кто художник?» «Ты что? — удивляется она. — Свою картину не узнал?» В другой раз я даже купил свою картину в духе гиперреализма и тоже узнал не сразу, но подпись расставила всё по местам. РОМ (Радин Олег Михайлович) — так я подписывал свои работы раньше.

— А почему всё-таки изменили реализму?

— Захотелось больше внимания уделить самой живописи, цвету. Выбросил чёрные и коричневые краски и начал писать эмоции и чувства.

Декоратор и бутафор

— Как рождаются ваши картины? Что вдохновляет?

— Когда что. Горячие какие-то эмоции, как позитивные, так и негативные. Когда накапливается энергия, нужен всплеск. Считаю, правило «если можешь — не пиши» верно не только в отношении писателей, но и художников. Иногда пишу одну картину в месяц и реже, а иногда у меня — творческий запой. Самый мощный был, пожалуй, в двенадцатом-тринадцатом году, когда совместно с курской поэтессой Аленкой Востриковой готовили проект «Наш космос». Но семнадцать картин за ночь, как сказал про меня один мой знакомый художник, я написать не мог никогда. Максимум — три с половиной. Творчество — это всегда спонтанно. Поэтому никогда не пишу картину по принуждению. Живопись не должна быть работой. Я вообще ни одного дня в жизни не работал.

— А в театре?

— В театре я тринадцать лет служил Мельпомене. По сути я так и остался декоратором и бутафором. Театр просто так никого не отпускает, и открытие выставки в «АЯ» — это своего рода спектакль — с декорациями и музыкальным сопровождением. А в галерее я тоже не работаю, а исполняю обязанность владельца и директора, но зарплату себе не плачу.

— А эпатаж для вас — роль или сущность?

— Считаю, что я не эпатажный, а естественен в своих проявлениях — поступках, делах. По гороскопу я Обезьяна и Козерог. Хочешь не хочешь, а приходится соответствовать. 

— Плюс к тому деловые качества, при том, что художники редко обладают коммерческим талантом, без которого не создать частную галерею.

— Скорее, нужна  стойкость. Да, не все верили, что получится, но мы прошли через все испытания. Мы есть в московских каталогах. Галерея им. Дейнеки позволила нам выставить лучшее из фонда «АЯ», а это доказывает, что мы хорошие.

— За двадцать пять лет в жизни галереи были и сложные времена, когда она едва ли не стояла на грани закрытия. Если бы заранее знали, через что предстоит пройти, всё равно бы основали галерею?

— В истории нет сослагательного наклонения. Путь один, да, за это время было всё — дефолт, непонятные указы, дурацкие решения.

— Как сейчас складываются отношения с руководством региона?

— Премию дали нам губернаторскую как музейщикам номер один, оценили нашу работу. Материалы музея после его открытия вызвали большой интерес у исследователей творческого наследия Малевича со всего мира. В этом году приезжал канал «Культура». Сейчас в музей «Казимир Малевич в Курске» приезжают историки, искусствоведы из разных стран, в своих трудах ссылаются на материалы музея, и мы неоднократно безвозмездно делились тем, что у нас есть.

Биограф Малевича

— Главная картина Малевича «Чёрный квадрат» по-прежнему вызывает множество споров. Как понимаете её вы?

— К сожалению, до сих пор часто сталкиваюсь с таким весьма упрощённым представлением о художнике, чья работа стала символом целой эпохи, как «человек, который написал «Чёрный квадрат». При этом иногда добавляют «и я так мог бы». В том-то и дело, что нет… Уникальность этого произведения в его своевременности. И я считаю, оно могло бы не появиться на свет, если бы не годы, проведённые Малевичем в Курске, во многом определившие его судьбу.  И немаловажно, что, выставляя впервые картину в 1915 году, Малевич указал дату его создания — 1913 — год, когда, как подтверждают фотографии, он был в Курске. Связь между Курском и «Чёрным квадратом» очевидна.

— У вас есть в музее и уникальные фотографии, подтверждающие этот факт. Расскажите, откуда они появились?

— Малевич принимал участие в выставках первого товарищества и даже привозил в Курск картины со знаменитой выставки «Ослиный хвост», проходившей в Москве в октябре 1912 года. В нашем городе картины эти экспонировались в апреле 1913 года. Однако этот факт не вошёл во многие известные исследования жизни Малевича. Откуда тогда стало известно об этом? Три фото 1913 года с той выставки, которая проходила в Курске, попали в галерею «АЯ» совершенно случайно: я  купил фотоальбом семейства курских купцов Кириевских, увлекавшихся фотографиями. Вспомнил же о нём, когда готовился к одной из фотовыставок. На фотографии мне бросились в глаза картины  Малевича. Первой мыслью было: «Неужели фотограф ездил в Москву?»  Присмотревшись, узнал помещение —

актовый зал второй женской гимназии. Углубился в биографию — не сразу нашёл подтверждения тому, что подобная выставка проходила в нашем городе, пока в одном из изданий о жизни и творчестве Малевича не наткнулся на выдержку из письма курского художника Квачевского, друга Малевича: «Привози своих осликов-бубликов, и будь готов, что тебя здесь разделают под орех».

В общем, мы сделали фотовыставку-сенсацию и пришли к выводу, что надо создать и музей, посвящённый Малевичу.

— Новых имён курских художников на слуху сейчас немного, при том, что на худграфе немало подающих надежд студентов. Почему возникает такой парадокс?

— Потому что художники сейчас слишком увлекаются техникой и новыми веяниями, а в этом смысле простор огромный — техник, материалов множество. Иногда это сочетается с содержанием. Чаще же за исполнением теряется глубина, сам смысл картины. Кто виноват? А виновато наше общество потребления, сама атмосфера жизни, реклама и гламур, которые губят в зародыше талант художника. Из живописи ушла сама идея. Главное чтобы было красивенько. Тогда больше вероятность, что твою картину купят. А что останется в веках?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах