О творческих планах Олега Радина спрашивать бесполезно. Даже учреждённый им самим ежегодный Межпланетарный день художника, который традиционно проходит 9 августа, — сплошная импровизация. Между тем о предстоящем праздновании 25-летия галереи «АЯ» её основателю приходится думать заранее. Отсюда и нехватка времени. Поэтому интервью приходится брать урывками, между делом, точнее, делами. Их у Олега Радина немало — от издательских проектов (сейчас готовится набор открыток «По дороге к 1000-летию») до коллекций колокольчиков, винила. Но главной темой разговора в этот раз стала живопись. Кстати, не всем из тех, кто хорошо знаком с творчеством Радина-авангардста, известно, что начинал он с реализма.
Выбросил чёрные и коричневые краски
— А почему темы первых работ такие невесёлые?
— Потому что я решил, что «весёлого» написано много, значит, буду писать то, что коробит. Изображал сожжённые спички, сигареты, слепых. Одну картину назвал «Не все матери сыты». Но потом были и другие сюжеты. 18 октября на выставке, посвящённой 25-летию галереи «АЯ», будет представлен и где-то десяток моих ранних работ. Некоторые из них я и сам увидел снова только двадцать лет спустя после того, как написал.
— И как теперь вы, художник-авангардист, оцениваете своё раннее творчество?
— Пришёл я как-то к родной сестре. А у нее картина. Натюрморт. Цветы в вазе. «Как красиво, — говорю. — А кто художник?» «Ты что? — удивляется она. — Свою картину не узнал?» В другой раз я даже купил свою картину в духе гиперреализма и тоже узнал не сразу, но подпись расставила всё по местам. РОМ (Радин Олег Михайлович) — так я подписывал свои работы раньше.
— А почему всё-таки изменили реализму?
— Захотелось больше внимания уделить самой живописи, цвету. Выбросил чёрные и коричневые краски и начал писать эмоции и чувства.
Декоратор и бутафор
— Как рождаются ваши картины? Что вдохновляет?
— Когда что. Горячие какие-то эмоции, как позитивные, так и негативные. Когда накапливается энергия, нужен всплеск. Считаю, правило «если можешь — не пиши» верно не только в отношении писателей, но и художников. Иногда пишу одну картину в месяц и реже, а иногда у меня — творческий запой. Самый мощный был, пожалуй, в двенадцатом-тринадцатом году, когда совместно с курской поэтессой Аленкой Востриковой готовили проект «Наш космос». Но семнадцать картин за ночь, как сказал про меня один мой знакомый художник, я написать не мог никогда. Максимум — три с половиной. Творчество — это всегда спонтанно. Поэтому никогда не пишу картину по принуждению. Живопись не должна быть работой. Я вообще ни одного дня в жизни не работал.
— А в театре?
— В театре я тринадцать лет служил Мельпомене. По сути я так и остался декоратором и бутафором. Театр просто так никого не отпускает, и открытие выставки в «АЯ» — это своего рода спектакль — с декорациями и музыкальным сопровождением. А в галерее я тоже не работаю, а исполняю обязанность владельца и директора, но зарплату себе не плачу.
— А эпатаж для вас — роль или сущность?
— Считаю, что я не эпатажный, а естественен в своих проявлениях — поступках, делах. По гороскопу я Обезьяна и Козерог. Хочешь не хочешь, а приходится соответствовать.
— Плюс к тому деловые качества, при том, что художники редко обладают коммерческим талантом, без которого не создать частную галерею.
— Скорее, нужна стойкость. Да, не все верили, что получится, но мы прошли через все испытания. Мы есть в московских каталогах. Галерея им. Дейнеки позволила нам выставить лучшее из фонда «АЯ», а это доказывает, что мы хорошие.
— За двадцать пять лет в жизни галереи были и сложные времена, когда она едва ли не стояла на грани закрытия. Если бы заранее знали, через что предстоит пройти, всё равно бы основали галерею?
— В истории нет сослагательного наклонения. Путь один, да, за это время было всё — дефолт, непонятные указы, дурацкие решения.
— Как сейчас складываются отношения с руководством региона?
— Премию дали нам губернаторскую как музейщикам номер один, оценили нашу работу. Материалы музея после его открытия вызвали большой интерес у исследователей творческого наследия Малевича со всего мира. В этом году приезжал канал «Культура». Сейчас в музей «Казимир Малевич в Курске» приезжают историки, искусствоведы из разных стран, в своих трудах ссылаются на материалы музея, и мы неоднократно безвозмездно делились тем, что у нас есть.
Биограф Малевича
— Главная картина Малевича «Чёрный квадрат» по-прежнему вызывает множество споров. Как понимаете её вы?
— К сожалению, до сих пор часто сталкиваюсь с таким весьма упрощённым представлением о художнике, чья работа стала символом целой эпохи, как «человек, который написал «Чёрный квадрат». При этом иногда добавляют «и я так мог бы». В том-то и дело, что нет… Уникальность этого произведения в его своевременности. И я считаю, оно могло бы не появиться на свет, если бы не годы, проведённые Малевичем в Курске, во многом определившие его судьбу. И немаловажно, что, выставляя впервые картину в 1915 году, Малевич указал дату его создания — 1913 — год, когда, как подтверждают фотографии, он был в Курске. Связь между Курском и «Чёрным квадратом» очевидна.
— У вас есть в музее и уникальные фотографии, подтверждающие этот факт. Расскажите, откуда они появились?
— Малевич принимал участие в выставках первого товарищества и даже привозил в Курск картины со знаменитой выставки «Ослиный хвост», проходившей в Москве в октябре 1912 года. В нашем городе картины эти экспонировались в апреле 1913 года. Однако этот факт не вошёл во многие известные исследования жизни Малевича. Откуда тогда стало известно об этом? Три фото 1913 года с той выставки, которая проходила в Курске, попали в галерею «АЯ» совершенно случайно: я купил фотоальбом семейства курских купцов Кириевских, увлекавшихся фотографиями. Вспомнил же о нём, когда готовился к одной из фотовыставок. На фотографии мне бросились в глаза картины Малевича. Первой мыслью было: «Неужели фотограф ездил в Москву?» Присмотревшись, узнал помещение —
актовый зал второй женской гимназии. Углубился в биографию — не сразу нашёл подтверждения тому, что подобная выставка проходила в нашем городе, пока в одном из изданий о жизни и творчестве Малевича не наткнулся на выдержку из письма курского художника Квачевского, друга Малевича: «Привози своих осликов-бубликов, и будь готов, что тебя здесь разделают под орех».
В общем, мы сделали фотовыставку-сенсацию и пришли к выводу, что надо создать и музей, посвящённый Малевичу.
— Новых имён курских художников на слуху сейчас немного, при том, что на худграфе немало подающих надежд студентов. Почему возникает такой парадокс?
— Потому что художники сейчас слишком увлекаются техникой и новыми веяниями, а в этом смысле простор огромный — техник, материалов множество. Иногда это сочетается с содержанием. Чаще же за исполнением теряется глубина, сам смысл картины. Кто виноват? А виновато наше общество потребления, сама атмосфера жизни, реклама и гламур, которые губят в зародыше талант художника. Из живописи ушла сама идея. Главное чтобы было красивенько. Тогда больше вероятность, что твою картину купят. А что останется в веках?