50 лет научной и педагогической работы, 6 научных монографий, 14 учебных пособий с грифом Минвуза РФ, УМО АМ в области автоматизированного машиностроения, 25 авторских свидетельств и патентов, более 180 научных публикаций. С такими достижениями встречает юбилей кандидат технических наук Анатолий Барботько. 31 июля учёному исполняется 80 лет.
Новая технология для КЗТЗ
С Анатолием Ивановичем мы встретились в Курском государственном университете, где он работает профессором кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере. Несмотря на солидный возраст, он по-прежнему активно проводит занятия, читает лекции и обучает молодое поколение.
Путь в науку начался в 1955 году, когда будущий профессор поступил в Брянский институт транспортного машиностроения на факультет «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». После вуза получил направление в Курск на завод КЗТЗ.
«Начал я осваивать низшие должности, — рассказывает Анатолий Иванович. — Был помощником мастера, мастером по ремонту технического оборудования, механиком цеха. Опыт практической инженерной работы я получил огромный».
После шести лет упорного труда на заводе Барботько ушёл в научную деятельность. Для него открылись двери в лабораторию Курского политехнического института. Исследовательская работа полностью захватила будущего учёного. Писал и защищал диссертацию, занимался изобретениями.
«Есть одно изобретение, которым я особенно горжусь, — рассказывает профессор. — Это даже можно назвать целым открытием. Работая на заводе КЗТЗ, мы на его базе разработали новую высокопроизводительную технологию производства притиров, станко-инструментальное и организационное ее обеспечение. Это позволило наладить массовое производство притиров-доводников высокого качества со стопроцентной цилиндрической доводочной поверхностью, обеспечивающих наивысшую точность доводимых отверстий. Не могу точно сказать, где сейчас может использоваться это изобретение, но, несомненно, его используют на тракторных заводах страны, заводах по выпуску топливной аппаратуры, возможно и на Харьковском тракторном заводе».
Выставка достижений
«Моей задачей, как технолога по металлообработке, была и остаётся задача высоко профессионального освоения и разработки производственных технологий и техники в машиностроении, — говорит учёный. — С переходом на работу в высшую школу к этой задаче присоединились проблемы подготовки высококлассных специалистов в области современного машиностроения. Я посвятил немало времени проблеме совершенствования педагогических методов в области технических дисциплин».
В апреле в стенах университета прошла большая научная выставка, посвящённая 50-летию работы Анатолия Ивановича в высшей школе. На ней для обсуждения было представлено более 60 экспонатов: публикации, научные разработки и изобретения — целый кладезь знаний и умений. Сегодня он доступен в библиотеках вузов, научных учреждений, в интернете.
«Конечно, выставка должна проводиться не только для студентов. Хотелось бы, чтобы на такие вещи и чиновники обращали внимание, — сетует профессор. — Весьма полезным было бы обсуждение публикаций в профессиональных сообществах, как это было принято в советские годы. К этому следовало бы привлечь общественные организации, такие как «Воир», «Знание», «Химик», «Библиограф».
Профессорская бюрократия
Давно, к сожалению, ушли те времена, когда учёба у известного профессора являлась залогом хорошей перспективы молодого специалиста. Тот факт, что престиж вузовского профессора и его роль как ведущего специалиста преподавания учебной дисциплины снизилась, вызывает тревогу у Анатолия Ивановича. Конечно, занятия могут вести и другие преподаватели. Но приём экзаменов, зачётов, курсовых проектов и работ должен проводить профессор, уверен Анатолий Иванович. И никакими комиссиями из трёх или более человек его роль в учебном процессе заменить нельзя. Разработка рабочих программ по учебным дисциплинам должна осуществляться также на уровне профессора.
«Сегодня профессор испытывает на себе традиционную систему почти ежегодного оформления на работу, с необходимостью предоставления различных бюрократических справок, — делится проблемами учёный. — Мы имеем постоянное повышение учебной нагрузки, приближения её к максимуму, к нагрузке рядового преподавателя без учёта трудоёмкости подготовки и проведения занятий, а также категорий сложности дисциплин. Всё это ведёт к тому, что востребованность высокого предназначения профессора в вузе постепенно снижается. Очень многое для повышения роли профессора могут сделать администрация и общественные организации вузов и учреждений: научно-технические и педагогические общества, профсоюзные организации. Однако заметных мероприятий в этом плане пока нет».
Что же касается современных студентов, то педагог легко находит с ними общий язык.
«Нынешние студенты в познавательном плане немного отличаются от студентов, которых я обучал лет 10 назад, — говорит Анатолий Иванович, — но это не значит, что у них нет никакого потенциала, отнюдь! Я всегда относился к своим студентам хорошо. Важно с первых встреч увидеть в студенте личность, его познавательный метод».
Сегодня в планах у профессора летний отпуск и продолжение работы над новым авторским курсом. Появление университетского интернет-журнала «Аудиториум» тоже не даёт скучать, несколько авторских статей в нём уже было опубликовано.