Начало весны большинство курян, пользующихся общественным транспортом, встретило за обсуждением грядущего подорожания стоимости проезда. Объявления о том, что с марта проезд подорожает с 19 до 22 рублей, появились в маршрутках в конце февраля. Аргументы приводились традиционные, больше напоминающие фразу известного литературного героя «овёс нынче дорог».
Мэрия развела руками
Система пассажирских перевозок в Курске многослойная и очень запутанная. Есть собственно муниципальный транспорт — автобусы, все троллейбусы и трамваи, там цены никто не поднимает, но количество и качество этого транспорта таково, что самостоятельно решать вопрос с перевозкой горожан не получится, поэтому всё отдано на откуп частникам. Именно на откуп, так как в ответ на гневную реакцию на повышение тарифа мэрия, по сути, развела руками.
«Федеральное законодательство не запрещает перевозчикам, работающим по нерегулируемым тарифам, самим устанавливать цену проезда в общественном транспорте на таких маршрутах», — прокомментировал замглавы Курска Василий Волобуев.
Тут важно понять, что часть городских маршрутов работает по так называемым регулируемым тарифам, то есть субсидируется из казны. Это, как правило, городские окраины, на которых особо не заработаешь.
За день до объявленного подорожания к делу подключился и губернатор. Его даже видели в нескольких автобусах на Волокно. «По Курску бегают бешеные маршрутки», — это, пожалуй, самый нейтральный отзыв Романа Старовойта о данном виде транспорта. В итоге областная администрация попросила перевозчиков предоставить «расчёты подорожания», что, в свою очередь привело в тупик уже самих маршрутчиков.
Временное перемирие
Например, цена бензина в стоимости проезда составляет едва ли треть, и если он дорожает, то дорожать должна только его доля. Но пикантность ситуации в том, что в Курской области за первые два месяца нового года, по данным Росстата, бензин наоборот — подешевел. С чего тогда дорожать проезду? И почему именно сейчас, накануне дачных сезонов, когда определённая часть горожан переезжает на дачи и пользуется уже пригородным транспортом?! В общем, вопросов больше, чем ответов.
Своя логика и у тех, кто сидит за баранкой автобусов. Все понимают, что работа водителей маршрутки — не синекура, деньги «тяжёлые». И трудятся водители большей частью на хозяев, которые и устанавливают правил игры в виде ежедневных сборов с каждого автобуса. Так в этом бизнесе заведено. Выехал — привези заданную сумму.
«Ни для кого уже не тайна, что в Курске нет сбалансированной транспортной политики, — считает эксперт Валерий Миненков. — Уже более полугода говорят о создании новой маршрутной сети пассажирского транспорта, но толку от этого нет. Вечером и после массовых праздников из центра не уехать, и таких примеров очень много».
В настоящее время, выражаясь языком дипломатов, «после нескольких раундов переговоров», стороны решали не повышать стоимость проезда. Пока не повышать. И это, пожалуй, ключевое слово. То есть повышение будет. Может быть, не до 22, а до 20, а может, и до 25 рублей. Но пока все разговоры о новой цене отложены. До 22 апреля. По известным причинам.