28

Итоги эксперимента

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 08/10/2008

В сентябре в области завершился двухмесячный транспортный эксперимент, связанный с мониторингом пассажиропотока курских льготников. О финале эпопеи с талонами, начинавшейся с большого скандала, нашему корреспонденту рассказал председатель областного комитета транспорта и связи Сергей ШАТАЛОВ.

Про перегибы на местах

Несмотря на то, что эксперимент откладывался несколько раз, Курская область все же оказалась к нему не готова. В связи с нерабочими днями 12-15 июня ОГУ "Центр социальных транспортных услуг" не успел вовремя заказать проездные талоны на июль. Не было достаточно информировано о начале эксперимента и население. Причем не только пассажиры, но и сами сотрудники транспортных предприятий. Слишком ретивые кондукторы выталкивали из транспорта льготников без талонов. А те, в свою очередь, до обморока стояли в очередях за цветными бумажками, без которых при наличии единого социального проездного билета (ЕСПБ) можно было благополучно обойтись.

Однако уже в августе все "перегибы на местах" были устранены, и в дальнейшем эксперимент проходил без эксцессов. А в сентябре сотрудники комитета транспорта и связи подвели итоги мониторинга пассажиропотока федеральных, региональных и муниципальных льготников.

"В ходе эксперимента выяснилось следующее. На приобретение ЕСПБ в области имеют право 26 категорий льготников: 408 700 человек, то есть практически треть населения, - говорит Сергей Шаталов. - В зависимости от сезонности мы продаем 50-54 тысячи ЕСПБ, то есть пользуется ими примерно 13,3% льготников. Большая часть - 39% - это муниципальные льготники, преимущественно проживающие в Курске, Железногорске и Курчатове".

Очистить Курск от "зайцев"

Специалисты подсчитали, что в среднем курские льготники совершают 60 поездок в месяц. Причем самым популярным видом транспорта у них по-прежнему остаются трамваи и троллейбусы. "Эксперимент показал, что электротранспорт, который многие сейчас хотят убрать, - основной социально значимый транспорт в Курске, - объясняет Сергей Шаталов. - За два месяца трамваи и троллейбусы перевезли 77% курских льготников. Поэтому по итогам эксперимента нами было принято решение перераспределить финансирование транспортных предприятий. 1 миллион 46,5 тысяч рублей, причитающиеся ОАО "ПАТП Курска", были перечислены МУП "Курскэлектротранс"".

Разговоры о том, чтобы убрать трамвайные пути с некоторых курских улиц, Сергей Шаталов называет как минимум преждевременными: "Один трамвай - это полтора больших автобуса. В Курске ежедневно выходит на линию 60 - 65 трамваев. Где мы возьмем 100 автобусов, чтобы перевезти людей? Увеличим количество транспорта за счет частников? Это пробки, дополнительное загрязнение воздуха и угроза безопасности пассажиров. К сожалению, контингент водителей "газелей" сегодня оставляет желать лучшего. И последние проверки показывают, что некоторые из них садятся за руль не только пьяные, но и под воздействием наркотических веществ".

"Хочешь узнать, что такое настоящий страх смерти, садись в курскую маршрутку", - шутил один знакомый, прошедший несколько горячих точек. В некотором смысле Сергей Шаталов согласен с этой точкой зрения, заявляя: "газели" для Курска - не выход. По мере возможности мы будем стараться переходить на большие автобусы с персонифицированным учетом пассажиров. То есть сенсорными датчиками на входе в транспорт".

Такие приборы учета пассажиров многие куряне наверняка наблюдали в общественном транспорте Москвы. Однако то, что может позволить себе столица, не по карману небогатой Курской области. "Установка оборудования в каждом транспортном средстве обойдется в среднем в 30 - 40 тысяч рублей. Однако, по расчетам, в течение года эти затраты окупятся. Потому что ни левых, ни правых пассажиров с введением этих датчиков не будет. Платить будут все!" - говорит Сергей Шаталов.

Однако курский общественный транспорт без зайцев - пока только мечта, для воплощения которой в жизнь нужны немалые средства. И найти их не так-то просто. "В этом году мы закладывали в наш бюджет плановое повышение цен топлива примерно на 7,5%. Фактически оно выросло на 21%! Естественно, это больно ударило по нашим транспортным предприятиям", - говорит Сергей Васильевич.

За решение нефтяников поднять цены снова заплатит население: в первом квартале 2009 года в Курске вновь поднимется стоимость проезда в общественном транспорте. А цена ЕСПБ с 1 января, скорее всего, вырастет со 150 рублей до 200 - 230. "Однако до конца года население может не волноваться, - говорит Сергей Шаталов. - Я ответственно заявляю, что цена проезда повышаться не будет. Транспортную отрасль эта мера уже не спасет, зато социальную напряженность вызовет".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах