Примерное время чтения: 5 минут
750

Этнограф Алексей Пискулин: «Древний город – потенциал для территории»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Липецк 25/06/2014

Город воинской славы России Елец всегда занимал на исторической, культурной и духовной карте страны особое место, был и остаётся одним из символов русского мира и русской традиции, убеждён этнограф и исследователь Алексей Пискулин. Свой взгляд на историческую судьбу самого древнего города региона, на состояние оставленного нам культурного наследия он высказал в интервью для «АиФ–Липецк».

Научные дискуссии

– Алексей Анатольевич, не раз и не два возникали споры о возрасте Ельца. Так что же, дата летоисчисления города остаётся тёмным пятном истории?

– Давайте начнём с известного всем факта – Елец впервые упоминается в Никоновской летописи в 1146 году. Однако историк Василий Никитич Татищев в своём капитальном труде «Истории Российской» «удлиняет» время возникновения Ельца. К сожалению, документальные исторические данные, на которые он ссылается, до нашего времени не сохранились. Впрочем, и у нас есть богатейший археологический материал, который позволяет утверждать, что ещё до XII века в районе нынешнего Вознесенского собора уже существовало крупное поселение. Раскопки на Кошкиной горе, которые провёл профессор Елецкого госуниверситета Николай Александрович Тропин, дают серьёзные основания говорить о более древней дате рождения города.

– Похожая ситуация вокруг дат основания складывается не только в Ельце…

– Действительно, за примерами далеко ходить не нужно. Вспомним Липецк. Как город он существует со времён Екатерины Второй, которая и присвоила поселению статус города. И местные краеведы очень правильно поступают, когда отстаивают позицию: раз упоминаются липецкие заводы петровской поры, значит, и надо вести ход истории с этого момента. И с точки зрения патриотизма и любви к родному городу такой подход верен. А вот Ельцу же никакие исторические привязки и натяжки для «удревнения» не нужны. Древность Ельца бесспорна. И она уже доказана.

Сберечь традиции

– В определённое время вы покинули родную северную столицу и переехали в Елец. Что же подвигло на этот шаг?

– Все мои предки с конца XVI столетия, со времён царя Фёдора Иоанновича, жили и служили в Ельце. Сохранились и документы 1592–1594 годов, это подтверждающие. И, наверное, по всему тому я на генном уровне всегда воспринимал Елец как свой родной город. И всегда остро чувствовал его легендарную историю и мощнейшую энергетику. Елец являет собой пример коренного исторического города, и, кстати, в этом у Северной столицы и Ельца есть много общего. Не случайно же Елец очень любят петербуржцы и москвичи. И, быть может, именно здесь гораздо сильнее чувствуется атмосфера исконного города с его структурой. Ведь если вспомнить мировую историю, то мы поймём, что город – это не огромная, а, напротив, маленькая, ограниченная в пространстве территория с укоренившимся укладом жизни. И уже ни в коем случае это не мегаполис в его современном понимании и проявлении.

– Однако существует мнение, что самобытность и исконность Ельца постепенно утрачиваются?

– Это беда всех исторических городов – будь то Елец или Венеция. Сложно противостоять современному процессу воздействия мировой глобализации. Но крайне важно. Ведь если мы откажемся от своей истории, традиций – общегородских, семейных, народных, то мы просто перестанем быть людьми.Человеку и обществу в целом необходимо осознать, что бесценен каждый холм и овраг, ручей и родник, каждое историческое здание и историческое название, каждый наличник, забор и калитка.

Наше наследие

– Но что же происходит с Ельцом?

– Наш Елец – яркий пример такого сохранившегося исторического ландшафта и яркий пример тех опасностей и проблем, которые грозят историческим городам России. С одной стороны, в Ельце ещё многое сохранилось. Главное, сохранились не только здания, не только историческая застройка центра города, но и уникальная неповторимая атмосфера русской старины. В то же время многие памятники истории и культуры уже утеряны или находятся на грани исчезновения. Например: католический костёл, протестантская кирха, «бунинский» Городской сад, переименованный зачем–то в Городской парк. Парк Сорокалетия Октября вырубается и застраивается. Утерян навсегда постоялый двор, где, по елецкому преданию, останавливался Александр Сергеевич Пушкин; уникальный каньон ручья Лучок, который обязан оставаться красивейшим местом Ельца, превращён в свалку... Маленькая деталь, иллюстрирующая невнимание к истории: старинная Ямская улица (Ямская одноличка) на табличке с историческим названием ошибочно названа Воронежской. Утрачивается исторический облик елецких домов, уничтожаются фрагменты и детали, представляющие не только эстетическую, но и культурно–историческую ценность.

– Алексей Анатольевич, считаете, что этот процесс необратим?

– Понятие о том, что историческая судьба древнего города, его особый дух древности, этнографическая «многоликость» являются огромным патриотическим, интеллектуальным, наконец, экономическим потенциалом территории, начало всерьёз восприниматься и во властных структурах. Пример тому – реализация проекта создания региональной туристско–рекреационной зоны «Елец». И хотя отдельные положения и задачи проекта спорны, это – уже официальный государственный документ, опираясь на который нужно и можно остановить вакханалию стирания исторического наследия.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах