Краеведы - это люди, у которых всегда полно новостей… из прошлого. Сегодня гость редакции - известный тамбовский любитель истории родного края Александр ЧЕРНОВ.
Гейне из Тамбова
- Александр Степанович, в нашей стране 2015 год объявлен Годом литературы. Удалось ли вам в тамбовских архивах найти забытых местных писателей?
- Вы знаете, да. Большинство тамбовчан и не слыхали об Анастасии Ховен. По моему мнению, она самая талантливая поэтесса Тамбовщины. Жила в XIX - XX веках. Когда прочитал её стихи, то, честно говоря, был поражён таланту этой по-своему героической женщины.
К сожалению, забыты не менее значимые для культуры региона имена. Например, сегодня не известен Георгий Никифоров. В 30-е годы прошлого века его ставили вровень с Шолоховым и Фадеевым. Но в годы сталинских репрессий писатель был арестован, объявлен «врагом народа», а книги уничтожены. Спустя время его реабилитировали. Забыт даже автор знаменитого романса «Он был титулярный советник» Петр Вейнберг, он всегда подписывался псевдонимом «Гейне из Тамбова».
Культурный эгоизм
- Казалось, что время, напротив, должно отсеять всю шелуху, а оставить всё лучшее. Но этого почему-то не происходит?
- Всё это понятно с человеческой точки зрения. Современные писатели, как правило, занимаются самопиаром, им важно показать, что вокруг них чистое поле, «на безрыбье и рак рыба». Графоман не терпит сравнений, всеми силами пытается замолчать талантливых авторов. Тем более сегодня можно издаваться за свой счёт, никто не запрещает проводить презентации. Но при этом не переиздаются книги даже признанных мастеров: Алексея Жемчужникова, Евгения Баратынского, Евгения Харланова и многих других.
Интересно то, что на Тамбовщине эгоистические интересы так называемых «лидеров» местной поэзии и чиновников совпадают. Им выгодно рассматривать прошлое в невзрачном, даже тёмном свете. Дескать, до них здесь было всего три-четыре известных поэта и столько прямых улиц. С них всё хорошее только и началось. Но такое отношение к истории и культуре возникло не сегодня. Вспомните Антоновщину. Когда большевики штыком усмирили народ, то Тамбовщину не просто территориально подрезали, а московские чиновники все сделали для того, чтобы Тамбовскую губернию превратить в районный центр Воронежской области. Это была месть за страх, пережитый во время крестьянского восстания. В результате Тамбов стал заштатным городишком. А до революции 1917 года наша губерния по размерам не уступала среднему европейскому государству - четвертая по численности в Российской империи - больше Московской и Петербургской губерний. Сегодня мало кто знает, что у нас до Антоновщины был университет, опера, консерватория, симфонический оркестр. Интересно, что на Тамбовщине появилась первая в России провинциальная газета «Известия». И таких примеров предостаточно. Но все это уничтожено, оплёвано. Даже использовали «Тамбовскую казначейшу» Михаила ЛЕРМОНТОВА. Дескать, писатель в этом произведении показал Тамбов таким как есть - грязным и ничтожным. Кстати, всем известный «Город Градов» Андрея Платонова, где легко угадываются черты Тамбова, написан как протест против нелепого положения дел на Тамбовщине.
Да и в наше время, когда широко отмечаются всевозможные юбилеи, невольно ставится точка отсчёта не в древности, а в XX веке, который называю веком уничтожения культуры. К сожалению, и сегодня приоритеты её развития расставлены в угоду политической конъюнктуры.
Это не частное дело
- Но кто должен определять, кому издаваться, чьи имена воскрешать?
- Ответить на этот вопрос сложно. Но необходимо прислушиваться к историкам, ученым, в конце концов, краеведам. Тем более, у нас есть центр краеведения. Ведь иногда складывается ощущение, что история и культура - это частное дело краеведа.
- Кто помогает вам издавать книги?
- Чаще всего за свой счет. Тиражи минимальные. Поэтому нам трудно повлиять на общественное мнение. Все находки краеведов глохнут в этом шумном поле всевозможных праздников, юбилеях, фестивалях и так далее. Наши открытия воспринимаются, как искорки, но общий фон истории Тамбовщины все ещё остается невзрачным и унылым. А это не так. Наша история интересна и красива.
- Но часто краеведов упрекают в том, что они мало разбираются в том или ином вопросе.
- Краеведение - это любовь. Любить свою родину профессионально - абсурдно. При этом предпочитаю работать только с архивными документами. Кроме того, за столько лет работы накопил немало впечатлений от фактов и документов. В конце концов, имею право на свою точку зрения и её не навязываю.
- Ваша самая большая удача как краеведа?
- Их много. Но мне не стыдно за историю тамбовского печатного слова, а также историю тамбовского водопровода. Кстати, для управления водопроводом был проведен телефон. Интересно, что у нас он появился даже раньше, чем в некоторых столицах мира. Пришлось потрудиться и над составлением сборника писем поэта Давида Бурлюка из собрания коллекционера Сергея Денисова. Эту работу даже номинировали на премию «За верность слову и отечеству» имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига.