Вот и наступил новый учебный год, а вместе с ним и череда образовательных реформ. В последнее время нововведения всё чаще подвергаются критике как со стороны родителей учеников, так и со стороны преподавателей.
Шанс заработать
Владислав Деревяшкин, АиФ-Липецк: – Сергей Сергеевич, несмотря на любовь к педагогике и всеобщее признание, насколько я знаю, вы ушли из школы. Почему?
– Наверное, там и зарплата больше…
– Деньги, действительно, неплохие. Но в школе я зарабатывал и больше.
–???
– Всё зависит от самого человека. Можно просидеть на голом окладе целый месяц, а потом ругать Министерство образования за маленькую ставку. Я вам скажу одно – сейчас учителям дают шанс заработать. Да, чтобы принести в дом лишнюю копейку, мне приходилось брать дополнительные часы, классное руководство, вести кружки и секции. Не скрою, было тяжело. Часто приходил домой только для того, чтобы переночевать. Но настоящий учитель не должен бояться трудностей. Зато и получал я более 30 тыс. руб.
– Многие учителя жалуются на то, что приходится заполнять большое количество бумаг. Хотя это время можно было бы посвятить детям...
– Отчётность – одна из главных проблем учителей. Составление всевозможных графиков, заполнение бумаг отнимает много времени. Педагог тратит на отчёты несколько часов в неделю – и никто ему за это не доплачивает. Пожалуй, это главный минус в нынешней реформе образования.
– А какие плюсы? Нынешнюю реформу не ругает только ленивый.
– В основном ругают те, кто сам не работает в этой системе и знаком с ней поверхностно. Конечно, реформа неидеальна. Нужны годы, чтобы она заработала в полную силу. Но уже сейчас можно увидеть положительные моменты. Профессия учителя с каждым годом становится всё популярнее. В образование приходят молодые специалисты. Всё больше учителей получают высшую категорию. Нынешние школьные программы позволяют выпускникам лучше приспосабливаться к жизни. Информационные технологии – это тоже плюс, в конечном итоге они должны избавить учителей от бумажной волокиты.
– Что думаете по поводу ЕГЭ?
– Новая форма оценки знаний на самом деле не такая уж и плохая. Хотя её надо дорабатывать. Правда, мне, как учителю физкультуры, довольно сложно об этом судить, но другие педагоги в кулуарах говорят то же самое.
ГТО оздоровит?
– Что беспокоит сегодня учителя?
– Сейчас учителя вынуждены самостоятельно разрабатывать учебные годовые программы. Мне, например, это далось нелегко. У учителя и без того большая нагрузка, так ему ещё приходится часами корпеть над нормативными документами. Особенно сложно тем специалистам, кто недавно пришёл работать в школу.
– Что же, на ваш взгляд, следовало бы изменить в системе образования?
– Скажу с точки зрения учителя физкультуры. Сейчас в школах учащиеся занимаются физкультурой всего три часа в неделю. На мой взгляд, этого недостаточно. Необходимо ввести дополнительное, четвёртое занятие, которое станет факультативным, и проводить его на базе детско–юношеских спортивных школ. Всё–таки не всем ученикам интересен, скажем, волейбол, который прописан в школьной программе. Поэтому есть смысл формировать различные группы по интересам. Возможно, тогда меньше детей будет сидеть с «липовыми» справками на скамейках.
– А что вы думаете по поводу возрождения норм ГТО?
– Я думаю, это подстегнёт ребят к занятиям физкультурой и спортом. Особенно если ГТО будет влиять на поступление в вуз. Ведь за сдачу нормативов выпускник получает дополнительные баллы.
– Но многие родители беспокоятся, что их дети не смогут сдать норматив по состоянию здоровья…
– Пока нет регламентирующего документа, как будет осуществляться сдача норм ГТО в учебных заведениях. Но я думаю, что для детей со слабым здоровьем в любом случае будет разработана специальная программа. Пусть школьник не подтягивается 100 раз, но то, что он подойдёт к турнику и возьмётся за него, – уже победа. Ведь на этом в конце концов выросло не одно поколение активных и здоровых людей в нашей стране. Почему бы не возродить хорошую традицию?