На прошлой неделе в Липецке состоялся коммунальный «разбор полётов». На заседании постоянной комиссии горсовета по ЖКХ обсудили прошедший отопительный сезон. Какие уроки извлекли из него региональные коммунальщики и будет ли проведена работа над ошибками?
Урок усвоили?
Липчане долго будут вспоминать прошедшую зиму. Особенно 50 тысяч жильцов 363 домов, которые из-за порывов на тепловых сетях по улице Барашева остались без отопления и горячей воды в 20-градусный мороз. Это была, пожалуй, самая серьёзная коммунальная авария за новейшую историю города. Ещё одна случилась через месяц в 19-м мкр-не Липецка, лишив тепла жильцов 80 домов и пять социальных объектов.
«Не считая этих инцидентов, в целом отопительный сезон прошёл удовлетворительно», – заключил заместитель председателя департамента ЖКХ Александр Целыковский.
Но депутатов его ответ не устроил. Они потребовали подробного отчёта о причинах случившегося зимой коммунального коллапса. В ответ на это чиновник озвучил заключение экспертов:
«Авария была следствием локального коррозионного утонения стенки тепловой сети вследствие увлажнения под слоем теплоизоляции и покрывного материала из-за попадания влаги через нарушенную герметизацию стыка лотка и тепловой камеры, которое не было обнаружено при проведении ежегодного технического освидетельствования».
«Что сейчас предпринимается, чтобы исключить подобные аварии в следующем отопительном сезоне?» – поинтересовалась у чиновников и представителей ресурсоснабжающих организаций вице-спикер горсовета Светлана Бессонова.
«Дополнительно отремонтируем три больших объекта. Также заменим четыре километра сетей большого диаметра. Для этого к средствам, заложенным на ремонты в текущем году, а это порядка 500 миллионов рублей, выделим ещё 376 миллионов», – заявил представитель липецкого филиала ПАО «Квадра» Виталий Маклаков.
Не обошлось и без карательных мер. Заместитель руководителя ГЖИ по Липецкой области Сергей Музалевский сообщил, что директоров трёх УК («Маяк», «Вариант» и «Угловая»), которые «доставляли наибольшее количество проблем жителям» в отопительный сезон, дисквалифицировали. Интересно, а кто-то из сотрудников «Квадры» понёс персональную ответственность?
На чужие плечи
16 апреля вслед за отоплением из кранов жителей Липецка пропала горячая вода. Начались гидравлические испытания тепловых сетей, которые сразу показали: нужно срочно что-то делать. Как только в систему дали давление, она начала рваться тут и там.
Только на первом этапе специалисты выявили 129 порывов, сто из которых устранили. Правда, в некоторых случаях как, например, на проспекте Победы, 22а, работы затянулись, и липчанам пришлось дольше двух недель жить без горячей воды.
А в центре города жители столкнулись с другой проблемой: горячую воду им вроде бы дали, но её до сих пор нет.
«Почему вас надо уговаривать выполнять вашу же работу?» – возмутился депутат Игорь Подзоров.
Виталий Маклаков попытался переложить ответственность на управляющие компании.
«Это уже ваши взаимоотношения. В данном случае из-за ваших разногласий страдают люди, которые платят вам деньги за оказанные услуги, – парировал парламентарий. – Давайте вы будете разбираться, не затрагивая жителей. Вы сроки нарушаете, и более того, перекладываете свои проблемы на плечи горожан».
Кстати, тут же поступило предложение наиболее активных жильцов привлекать к подготовке домов к зиме.
«Почему вы этого не делаете? Боитесь, что тогда не будут подписаны паспорта готовности МКД?» – спросил председатель Общественной палаты города Фёдор Жигаров.
Александр Целыковский ответил, что жители в этих вопросах недостаточно компетентны, а нынешняя процедура подготовки домов к отопительному сезону ничем не отличается от года предыдущего.
«Это больше всего и пугает!» – горько заключила Светлана Бессонова.
КОММЕНТАРИЙ
Эксперт в сфере ЖКХ Александр Бабин:
«Я считаю, что привлекать обычных жильцов к проверке готовности домов к отопительному сезону нет смысла. Во-первых, это потребует от них много свободного времени, не у каждого оно есть. А во-вторых, и это главное – знаний, которыми большинство рядовых горожан не обладает. Сначала людей нужно обучить, объяснить им все нюансы данной процедуры, что возможно, например, сделать в рамках курсов управдомов. Но, конечно, проходить их абсолютно всем не нужно».