И недовольство всякий раз подогревается извне — «независимыми» СМИ, неистовыми общественниками, чиновниками всех мастей. Таким образом, за последние годы в сознании людей ещё больше укоренилось понятие, что управляющие компании — чуть ли не главные «враги собственников».
Задели за жилое
Против УК развернулась настоящая борьба. Что только не придумывали, чтобы урезонить «зарвавшихся управленцев»: и законы переписывали, и штрафы увеличивали, и даже лицензирование ввели, уверяя, что оно-то уж точно выметет с рынка недобросовестные управляшки. С той поры прошло четыре года. Ситуация не только не изменилась, но стала ещё печальней. Недобросовестные организации никуда не исчезли, зато давление на добросовестных возросло многократно.
Мест, куда можно пожаловаться на управляющие компании, великое множество — начиная с департамента ЖКХ, ГЖИ, заканчивая прокуратурой и администрацией президента. Причём есть люди, которые жалуются сразу в несколько инстанций — на всякий случай. И запускается мощный механизм проверок: одни проверяющие пишут другим, другие — третьим, и так по кругу. Все контролирующие органы работают на одного «несчастного» собственника, обиженного «негодяями-управленцами». В конце концов дело заканчивается предписаниями и штрафом. И никакие аргументы УК, вроде того, что в планах у них есть работы, на которых настаивает собственник, и они собирались их выполнить, как правило, не действуют. «Обидчик» наказан — пусть теперь расплачивается. Правда, мало кто задумывается, откуда управляющая компания возьмёт на это деньги. Ведь у неё есть только деньги собственников. Так кто будет расплачиваться? Кто наказан? Но об этом людям не говорят, а говорят о том, что лишь путём многочисленных жалоб, заявлений, отказов устанавливать экономически обоснованный тариф можно победить «страшное зло» под названием УК. Хорошо, допустим, мы его победили. Нет больше управляющих компаний. Кто будет обслуживать дома? Госпредприятия и МУПы? Чем это заканчивается, мы уже знаем. Или придёт какая-нибудь компания из Москвы? Но и здесь положительных примеров мало. Может, пора прекратить заниматься борьбой и начать вести диалог?
Движение навстречу
Со стороны работа управляющих компаний кажется примитивной: подъезд подмели, вентиль прикрутили — вот и всё. На самом деле это такое же непрерывное плановое производство. Для примера — готовить дома к отопительному сезону УК начинают уже весной. И добросовестные организации будут делать всё возможное, чтобы людям жилось комфортно, а жалоб было меньше. Но надо понимать, что и выше головы они не прыгнут, точнее — выше тарифа. Кто-то наверняка, возмутится и потянется за калькулятором, чтобы посчитать, сколько УК на нас зарабатывают. Да, возможно, общая сумма покажется большой. Но нельзя рассматривать её в общем. Нужно смотреть по каждому дому отдельно, и из этой суммы вычитать расходы на зарплату работникам — слесарям, уборщицам, сантехникам, на обеспечение их спецодеждой, инструментами, на обязательные платежи, налоги…Сколько останется? Немного. И это если работа идёт планово. А если ГЖИ выдаёт предписание — срочно отремонтировать подъезд? А тут ещё постоянно растущие цены на ГСМ, энергоресурсы. Конечно, из одной шкуры можно сшить 7 шапок, да только как их потом носить? Но стоит УК заикнуться о повышении тарифа, как их тут же объявляют врагами народа. Ату их! Обстановка нагнетается, давление растёт, а эффект? Эффекта — ноль.
«Хочется не противостояния и репрессий, а движения навстречу друг другу, — говорит директор УК «Умный дом» Сергей Давыдов. — Чтобы власть повернулась к нам лицом, и мы вместе выработали механизмы решения существующих проблем в рамках планового управления. Чтобы контролирующие органы изменили подход к проверкам — мне кажется, он должен быть риск-ориентированным, направленным на снижение рисков, а не на ужесточение наказаний. Чтобы малоимущие граждане могли рассчитывать на помощь государства, для этого стоит снизить порог назначения субсидий и упростить порядок их получения. Если мы будем двигаться навстречу друг другу, будет и результат».