Примерное время чтения: 6 минут
137

Не всё потеряно. О сетях Интернета и любви к чтению

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Липецк 21/10/2015

Закончилась ли эпоха, когда «физики» увлекались литературой не меньше, чем «лирики», а книга действительно была лучшим подарком? В чём причины потери у современной молодёжи тяги к чтению, и какие есть «рецепты» воспитания культуры чтения? 

Веяние времени

– Галина Алексеевна, можно ли проводить возрастные градации и по ним судить об отношении людей к книгам?

– Отношение к книгам у всех людей в определённые периоды разное. У нас есть потребительское отношение – когда мы учимся, нам нужны знания, мы их черпаем из определённых книг. То есть, относимся к книгам потребительски. И есть такое отношение к книгам, когда мы читаем для души. Опять же, чтение для души приходит со временем, может быть, с возрастом. Надо определить для себя, какое у тебя сейчас отношение. Если говорить о современной молодёжи, то, считаю, того потребительского отношения к литературе, что было во времена, когда учились мы, сейчас нет. Наверное, всё происходит из–за того, что стали доступнее другие источники информации. И книга сама по себе – как бумажный носитель – уже не является основным источником знаний. Как ни банально это звучит, но это так, потому что есть доступ в Интернет. Я и сама этим «грешу». В нашей библиотеке книжный фонд состоит из 150 тысяч экземпляров, но зачастую и сотрудникам библиотеки не всегда появившуюся литературную новинку можно сразу взять в бумажном виде.  

– И такими электронными литературными новинками, конечно, пользуется преимущественно молодёжь?

– Вы знаете, в 2010 году в нашей библиотеке в расчёте на молодёжную аудиторию открыли электронные читальные залы. И вначале такой ход оправдался – учащиеся школ, профессиональных училищ, студенты вузов действительно были основными пользователями книг в электронном виде. А вот год – два назад ситуация стала меняться.  И теперь основной контингент электронных залов – люди старшего возраста. Большинство из них – те, кто заканчивал наши бесплатные компьютерные курсы «Сети все возрасты покорны». Кстати, компьютерные курсы у нас работают пять лет, и ежегодно мы обучаем порядка ста человек. Вот и посчитайте, сколько людей за прошедшие годы овладели компьютерной «грамотностью». И сегодня у нас очередь из желающих стать пользователями ПК.

Предпочтения и приоритеты

– Выходит, что книга как бумажный носитель действительно стремительно теряет свои прежние позиции?

– А вот с утверждением о стремительном падении интереса к книге я бы поспорила. Причём это не голословное заявление, а основанные на статистике факты. Ежегодно читателями нашей библиотеки становятся около 13000 жителей областного центра. Из них три тысячи человек – это молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, а это четверть всех посещающих библиотеку. Ещё 450 постоянных посетителей – дети до 14 лет.

– И какие же предпочтения у ваших читателей?

 – У молодёжи, как ни странно на первый взгляд это звучит, популярна классика. Я специально посмотрела по формулярам –это Фёдор Достоевский, Михаил Булгаков, Иван Бунин… Среди зарубежных авторов – всплеск популярности идёт тоже на классиков, чаще всего после экранизации произведений, или по другим информационным поводам. Так, ушёл из жизни Маркес – все стали читать «Сто лет одиночества». То есть происходит информационный всплеск в обществе, и на него тут же идут отклики. Из современной литературы популярны зарубежные авторы Фредерик Бекбедер, Чак Паланик, Джером Сэлинджер. Они тоже для молодых людей практически стали классиками. А вот старшее поколение предпочитает русскую литературу. Даже если это современные авторы, то всё равно – русские.

– Как вы считаете, могут ли родители стать примером для своих детей в плане воспитания культуры чтения?

– Скорее всего, не могут, а обязаны. В то же время есть немало примеров, когда в  читающей семье есть дети, которые читают активно, а есть и те, кто вообще ничего не читают. И, наоборот, у нечитающих родителей есть дети, которые читают, как говорят, запоем. Более радует то, что сегодня в молодёжной среде вновь становится модным быть человеком образованным, начитанным, умеющим грамотно обосновать свою точку зрения.

Хочется верить

– А сама по себе книга является воспитателем?

– Несомненно. Чисто психологически рассуждая, определённая книга – это определённый опыт, определённая история. Человек её читает, он сопереживает главному герою, примеряя на себя его судьбу – как бы ты сделал, как бы ты поступил на его месте. Конечно, это относится не ко всей литературе, но настоящие книги действительно тебя цепляют, эмоционально и духовно воспитывают.

– Но чтобы понять «вкус» чтения, нужны побудительные мотивы?

– Конечно. И помочь в этом могут, как мы ранее говорили, родители, учителя, общественность. Вот сейчас в регионе проводится акции «Читать – это модно». Необходимое, резонансное мероприятие. И оно не должно замыкаться только в рамках акции, а стать движением, которое будет близко и понятно молодёжи. Прививать любовь к чтению можно разными способами. У нас в библиотеке, к примеру,  второй год по средам собирается молодёжь. На встречи с молодыми людьми приглашаем липецких писателей, художников, музыкантов. А посмотрели бы вы, какой молодёжный резонанс вызвали писатели Захар Прилепин, Платон Беседин, Михаил Елизаров, Андрей Усачёв и Наталья Нестерова, которые стали гостями библиотеки.

– Галина Алексеевна, и всё же книги, как теперь говорят, – бумажный носитель. Изживут они себя?

– Однозначно считаю – нет. У нас в библиотеке есть особый фонд, где хранятся книги, выпущенные ещё во второй половине XIX века. Среди них прижизненное издание Аксакова «Семейная хроника». И когда прикасаешься к этой книге, начинаешь вспоминать историю её создания и публикации, понимаешь, что это и есть особое, вечное. От бумажной книги идёт особая энергетика. Я с детьми захожу в книжный магазин, и обязательно мы что–то покупаем. Может, мы идеализируем ситуацию, но хочется верить, что это так.    

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах