Что хорошо, что плохо
Без интернета современный человек уже не может себя представить. Различные ресурсы позволяют получать информацию по любым вопросам, общаться без границ, посещать интернет-музеи, скачивать и заказывать литературу, фильмы, музыку. Кто-то получает образование дистанционно. А для кого-то глобальная сеть стала местом работы. Пользуясь благами цивилизации, современный человек часто не задумывается, что у любой медали две стороны.
«Моему сыну 13 лет, он всё время проводит с планшетом, - рассказывает Светлана Комарова, липчанка. - Я беспокоюсь, не навредит ли это подростку».
Материнское беспокойство небеспочвенно.
«Интернет оказывает губительное действие на молодёжь, - считает Владимир Зияутдинов, декан факультета физико-математических и компьютерных наук ЛГПУ. - Ребёнок сталкивается с огромным потоком информации, а т. к. он ещё не овладел в полной мере информационной культурой, отфильтровать, что есть хорошо, а что - плохо, он не в состоянии. Нередко это приводит к интернет-зависимости и иным психологическим проблемам».
Зависимый человек проводит всё время в соцсетях, даже когда должен выполнять должностные обязанности или участвовать в семейных делах. Он практически не в состоянии самостоятельно оторваться от интернета, сетевых игр.
«Это серьёзный вопрос. И приводит он к тяжелым последствиям. Я знаю студентов, которые бросали вуз, потому что не могли справиться с этой зависимостью», - продолжает Владимир Сергеевич.
Чтобы не допустить подобного, информационную культуру ребёнку нужно прививать с раннего возраста. Например, рассказывать ему в простой и понятной форме о том, зачем нужен интернет и чем он вреден. Сегодня в начальных школах даже есть занятия и тренинги на эту тему.
И школа, и родители
Но зависимость - не единственная проблема, вызванная «злоупотреблением» глобальной сетью.
«Замечаю, что дети, которые много времени проводят в социальных сетях, становятся менее общительными в реальной среде», – делится наблюдениями Ольга Никулина, учитель русского языка и литературы одной из липецких школ.
Проблема здесь заключается в том, что коммуникативность в реальной среде и в виртуальной - разные вещи.
«То, что человек может написать кому-либо в интернете, в глаза он никому не скажет, - высказывает мнение декан физико-математического факультета. - С одной стороны, кажется, что это раскрепощает человека. Но с другой - значительно сужает его возможности по общению. Когда разговор «живой» - человек видит эмоции, реакцию. А в интернете общение «слепое», причём там немало обмана, что приводит к ограниченности общения».
Немаловажным здесь становится и филологический аспект. По некоторым данным, подростки сейчас активно используют всего 200-300 фраз. В результате современная молодёжь не умеет устно формулировать мысли. Решить проблему можно, создав правила интернет-общения. И говорить о них в школах на факультативных занятиях по повышению информационной культуры, проводимых педагогами совместно с психологами.
Обратить внимание на проблему должны и родители. Образовательные учреждения оказывают большое влияние на формирование личности детей, но не могут заменить родителя, хотя бы потому, что его авторитет в глазах ребёнка выше, чем авторитет педагогов.
Интернет в последнее время пользуется популярностью не только в молодёжной среде. Всё больше людей старшего поколения осваивают просторы глобальной сети.
Владимир Сергеевич отметил тенденцию увеличения использования социальных сетей пенсионерами, но не считает её негативной: «В этом ничего нет плохого. Общаясь со сверстниками и родственниками, пожилой человек решает проблему одиночества. К тому же у людей в возрасте минимален риск развития зависимости, т.к. они уже состоявшиеся личности, способные контролировать собственные психические процессы, уравновешенные, спокойные, разбирающиеся в том, что такое хорошо, а что плохо. К тому же большинство из них проводят время в интернете с пользой: участвуют в соцопросах, получают госуслуги».
И у сети есть проблемы…
Однако если большинство, несмотря на некоторые минусы, считает интернет благом, есть и те, кто видят в его появлении лишь негатив.
«Мой парень запрещает мне сидеть в социальных сетях, да и вообще в интернете, говорит, что его придумали спецслужбы, чтобы следить за нами, - рассказывает Алёна Булгакова, липчанка. - Неужели в его словах есть зерно истины?»
«На такие мысли людей толкают фобии: человек пытается замкнуться, самоустраниться», - высказывается Владимир Сергеевич.
Таких людей мало, и их не стоит путать с теми, кто просто не хочет выставлять себя в интернете напоказ. Они используют интернет как средство коммуникации, но не испытывают потребности выкладывать свои личные фотографии и пристрастия в сеть.
Но, оказывается, не только развитие глобальной сети провоцирует проблемы, сам социум нередко мешает интернету.
«Интернет - открытое общество, и главная проблема, с которой он сегодня сталкивается, - "захламлённость" непроверенной и зачастую ложной информацией. Помимо этого, интернет даёт много возможностей для совершения различных правонарушений», - подытоживает Зияутдинов.
Получается, чтобы минимизировать вред интернета, не отказываясь от благ, которые он даёт, относиться к всемирной паутине необходимо с умом. Для этого нужно соблюдать нехитрые правила: не погружаться с головой в виртуальную реальность и проверять подлинность найденной в сети информации.