Есть такая традиция — в конце года подводить итоги, вспоминать о наиболее важных, знаковых событиях. Мы попросили это сделать директора Липецкого театра драмы им. Л. Н.Толстого Татьяну Горелову, тем более, что следующий год в России по указу президента будет Годом театра.
Игра в классики
— Татьяна Васильевна, насколько этот год был успешным для театра?
— Уходящий год был для нас плодотворным и успешным. У нас состоялось восемь премьер. «Разговор на большой дороге» по Тургеневу, «В день свадьбы» по пьесе Розова, «Пришёл! Увидел! Полюбил!» по двум водевилям Чехова и гоголевский «Ревизор» — это премьеры прошлого сезона. Новый начался с комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» Шаховского, премьера которого состоялась в рамках проекта «Театральный опыт XIX в. Перезагрузка», выигравшего грант Президента России.
Затем состоялась премьера спектакля «Иван и Александра» по пьесе Гуркина «Саня, Ваня и с ними Римас». И, наконец, недавно мы представили зрителям одноактный спектакль «Бег по струнам» по пьесе молдавского драматурга Анджелины Рошки. Об этой постановке стоит сказать отдельно, поскольку она — результат ещё одного уникального проекта, который мы реализовали осенью. На базе нашего театра работала творческая лаборатория. Специально для неё четыре драматурга из Германии, Армении, Молдовы и России написали пьесы, посвящённые последним дням жизни Л. Толстого. И в октябре эти пьесы за пять дней поставили четыре режиссёра. Два спектакля с огромным успехом прошли в пос. Лев Толстой, а два мы показали на малой сцене театра. Зачастую спектакли, возникшие в таких условиях, так и остаются «лабораторными работами». Но в нашем случае проект получил продолжение. Нельзя не вспомнить фестиваль «Липецкие театральные встречи». В этом году он прошёл в 34-й раз. Это фестиваль-долгожитель. Но каждый год мы стараемся придать ему новое звучание. Благодаря «Театральным встречам» зритель познакомился с творчеством многих замечательных коллективов.
Запоминающимся было участие во всероссийской акции, посвящённой 200-летию Тургенева, фестивале «Вафельное сердце» и программе «Большие гастроли».
Кроме того, наш театр побывал на семи фестивалях и привёз престижные награды. Нам есть что вспомнить и чем гордиться.
— Какую постановку вы считаете самой удачной?
— Вряд ли я смогу быть объективной. Вы же видите, какие разные у нас постановки, и они нам одинаково дороги. Режиссёры говорят, самый любимый спектакль — это тот, над которым работаешь в данное время. У нас всё именно так. Готовимся к премьере и всю душу вкладываем в эту работу. Потом готовимся к другой — и всё повторяется.
— Премьеры по-прежнему собирают полные залы?
— Премьеры проходят если не при аншлаге, то при очень хорошей наполненности зала. С рядовыми спектаклями по-другому. Постановки, которые публика уже видела, полного зала не могут собрать по объективным причинам. Но мы над этим работаем. Наша задача — добиться того, чтобы зал был заполнен всегда, независимо от того, будний день или выходной. Для этого нужно искать новые методы работы со зрителем, делать новые, интересные спектакли.
На спектакли — по абонементу
— Кстати, о новых формах. Слышала, у вас появился «Театральный абонемент». Что это такое?
— Театральный абонемент — довольно распространённая форма работы. Она заключается в том, что человек покупает не один билет на один спектакль, а сразу «пакет» из нескольких билетов. Спектакли сгруппированы по целевой аудитории, по зрительским предпочтениям. Например, абонемент № 1 «Тариф «Молодёжный». В него входят спектакли по современной и классической драматургии. Они запланированы на четверги — традиционный «молодёжный» день в театрах. В абонементе № 2 «Семейный» собраны постановки, рекомендованные для семейного просмотра. Проходят спектакли в удобное время — воскресенье, в 17 часов. Третий абонемент называется «Радость нескучной классики». Посмотрим, как пойдёт эта работа.
— Ждать ли в следующем году новых «Театральных сред»?
— Безусловно. «Театральные среды» — это встречи со зрителем накануне премьеры или иного знакового события. Ближайшая «среда» у нас состоится 19 декабря, она будет посвящена детским новогодним премьерам, сказке «Али-Баба и разбойники» и «Лётной резиденции Деда Мороза». Дети смогут пообщаться с актёрами и задать им свои вопросы. Кроме того, мы приготовили для ребят мастер-классы по расписыванию рождественских пряников. Домой все вернутся со сладкими сувенирами для своих родных.
Будет грустно и смешно!
— Какие ещё сюрпризы готовите зрителям?
— Безусловно, начать следует с новогоднего спектакля для взрослых «Ёлочка, гори!». Это собственный проект наших авторов, можно сказать, настоящий эксклюзив. Источником вдохновения послужила «Карнавальная ночь». Будет много музыки, танцев, концертных, даже цирковых номеров. Многие актёры выступят в неожиданном для публики амплуа. Важно, что следующий год объявлен президентом Годом театра. Поэтому все театры страны постараются сделать так, чтобы он был запоминающимся и ярким. Мы готовим для зрителей ряд интересных премьер. Мы выиграли грант Министерства культуры в рамках конкурса по поддержке молодой режиссуры. Над спектаклем по произведению Бунина «Тёмные аллеи» работает молодой режиссёр из Петербурга Ярослав Рахманин. Эскиз будет готов уже в декабре, а весной состоится премьера. Запланирован спектакль по «Маленьким трагедиям» Пушкина, посвящённый 220-летию со дня рождения поэта. И это далеко не все постановки. Важным событием 2019 году станет празднование 65-летия Липецкой области. Конечно, будет празднование этого события на сцене нашего театра. Но мы отметим эту дату и гастролями. При этом в приоритете будут области, районы которых в своё время вошли в новую Липецкую область.
Начало 99-го сезона станет кульминацией Года театра. Мы продолжим наш проект, посвящённый Толстому. В пос. Лев Толстой, на станции Астапово задумана постановка под открытым небом, как сейчас модно говорить — «спектакль опен-эйр» с элементами иммерсивного театра, то есть такого, где зрители тоже становятся участниками действа. Запланировано проведение творческой лаборатории и по произведениям современной драматургии.
Нельзя не упомянуть о проектах обменных гастролей, которые возникли в ходе нынешнего фестиваля «Липецкие театральные встречи». Мы завязали дружеские отношения с Чеченским драмтеатром, с Толстовским обществом города Ганновера, поэтому не исключены гастрольные поездки наших спектаклей в Грозный и в Германию.
— Есть ли в планах детские спектакли?
— Конечно. Сейчас мы готовимся к премьере детского спектакля «Али Баба», это наш подарок юным зрителям к зимним каникулам. Над сказкой работает режиссёр, заслуженный артист России Николай Чебыкин. Ещё один наш режиссёр — Мария Колычева ставит спектакль «Огниво», премьера которого состоится в будущем году. Но детские спектакли — не единственная форма работы с юным зрителем. В этом году при театре начала свою работу школа театрального блогера. Суть в том, чтобы научить юных зрителей смотреть спектакли грамотно, с пониманием природы театрального искусства. Так мы планируем достичь сразу двух целей: воспитать своего зрителя и добиться обратной связи, публикаций в Интернете, которые дали бы нам возможность увидеть, как нас оценивают люди. Мы хотим понимать, что нравится нашей публике, а что — нет.
— А как вы думаете, что желает увидеть на сцене зритель?
— На этот вопрос мы бы и сами хотели получить ответ. Не хочется думать, что зрителя интересуют одни лишь комедии с незатейливым сюжетом. В борьбе за публику не хочется уподобляться центральному телевидению, которое только развлекает. Поэтому мы надеемся, что липецкий зритель ждёт от нас разных спектаклей — по произведениям классиков и современных, смешных и грустных, но при этом глубоких, заставляющих думать, переживать.
— Каким должен быть современный театр, и есть ли у него будущее?
— Театру столько раз предрекали неизбежный конец! Сначала в связи с появлением кинематографа, затем — телевидения, теперь вот и Интернета. А театр живёт, и ничего не предвещает его ухода. Кино, телевидение, Интернет — всего лишь технологии. А театр — настоящие, живые человеческие эмоции, они возникают здесь и сейчас, на глазах у публики, и здесь и сейчас зритель их переживает. Все, кто видели постановки в записи и вживую, на сцене, согласятся со мной — это большая разница. Записанный спектакль не сравнится по степени воздействия с живым. До тех пор, пока зрителю будут интересны человеческие эмоции и чувства, то есть, до тех пор, пока зрителями будут люди, театру, думаю, ничего не грозит. Другое дело, что он будет меняться. Сегодня театр не похож на театр, например, античной Греции. Во многих постановках мы используем мультимедиа, при помощи интернет-технологий продаём билеты или устраиваем онлайн-трансляции спектаклей. Отвечая на вторую часть вашего вопроса — каким должен быть современный театр, скажу, что театр должен отвечать тем задачам, которые ставит перед нами время. И от того, насколько точно мы их «считываем», зависит наш успех.