27 марта весь мир отмечает День театра. Но для нас этот праздник имеет особое значение, ведь 2019 год объявлен президентом Годом театра.
Все театры страны готовят для зрителей яркие интересные премьеры. В Липецком театре драмы им. Л. Н. Толстого тоже кипит работа. Обычно мы видим уже готовый результат, но в этот раз решили отступить от правил и заглянуть за кулисы, чтобы посмотреть, как рождается спектакль, и пообщаться с актёрами. Разговор получился интересным — о театре, новой драме и зрителях.
Честно о нашей жизни
Приглушённый свет, на сцене минимум декораций, всё внимание — на репликах, звуке, движениях. Идёт репетиция спектакля «Экспонаты» по пьесе современного автора Вячеслава Дурненкова. Над постановкой работает питерский режиссёр Егор Чернышов. Он всё время на ногах, всё время среди актёров. Все движения, вплоть до поворота головы, точно выверены. Каждая деталь имеет значение. Это будет нечто такое, чего липецкий зритель ещё не видел. Новая драма — безжалостная, беспощадная.
«Актёры всегда рады хорошему современному материалу. Это хорошая, честная, жёсткая пьеса, — говорит народный артист России Михаил Янко. — Единственное, меня смущает в ней ненормативная лексика. Режиссёру предстоит каким-то образом выйти из этой ситуации».
«Я тоже считаю — это лишнее, без неё можно обойтись, — добавляет актёр Роман Коновалов. — А вообще современная драматургия или классическая — неважно. Главное, чтобы было интересно».
И, действительно, то, что происходит на сцене, завораживает настолько, что не хочется уходить.
«Современная драматургия очень разная. Есть хорошие пьесы, с интересными сюжетными ходами, яркими характерами. Но есть и претензии, прежде всего к языку. Уходит красивый русский язык, который присутствует в пьесах классического репертуара», — считает актриса Елена Гаврилица.
«На сцене должны быть современные пьесы, но к современной драматургии надо подходить выборочно. Нельзя уподобляться центральному телевидению. Театр должен нести лучшее», — говорит актёр Максим Заврин.
Уже 30 апреля зрители увидят премьеру спектакля.
По запросам времени
Но из репертуара театра не уходит и классика. В феврале состоялась премьера спектакля по рассказам Бунина «Бунин. Рассказы эмигранта». Спектакль поставлен на средства гранта Министерства культуры в рамках поддержки молодой режиссуры. Пронизанный печалью о минувшем, горечью и чувством утраты, он получился высказыванием о русской национальной идентичности. Тогда же, в феврале, сыграли премьеру мюзикла «Огниво» — старой сказки о сегодняшних проблемах. Спектакль в необычном для театра жанре получился ярким, зрелищным и очень востребованным публикой.
Выходит, современный театр по-прежнему про содержание — «про душу»? Но как не потерять её в стремительно меняющемся мире? Не раствориться в форме?
«Психологизм из театра никуда, к счастью, не делся. Другое дело, к нему добавились новые формы, — говорит Елена Гаврилица. — Театр стал более мобильным, больше откликающимся на запросы времени».
«Раньше мы очень долго работали над каждым новым спектаклем. Иногда до полугода сидели за столом, и только после этого выходили на площадку. Сейчас тенденции другие. Зритель постоянно ждёт чего-то нового, и театр должен отвечать этим ожиданиям, работать быстрее», — уверен Максим Заврин.
«Да, актёр сегодня должен уметь многое — и петь, и танцевать, и сыграть любую роль, быть готовым к эксперименту, к изменениям», — добавляет Роман Коновалов.
«А раньше разве это не было нужно? — возражает Михаил Янко. — Мы тоже делали музыкальные спектакли, пели и танцевали, не забывая при этом о драматической игре. Мне кажется, театр постепенно отказывается от психологизма. Он становится приближенным к реальности до документализма, очень декларативным, либеральным,более жёстким и даже жестоким».
Дать живую эмоцию
Полемизировать по этому поводу можно долго, тем более с такими интересными людьми. Но зрители в Год театра ждут чего-то особенного. Не беспокойтесь, и это будет. Кульминацией Года театра станет постановка под открытым небом, как сейчас модно говорить — «опен-эйр», в жанре иммерсивного театра «Вместе с Толстым на Липецкой земле». Спектакль пройдёт на станции Астапово. Современный театр ищёт новые формы взаимодействия со зрителем.
«Радостно видеть, что наш зритель становится моложе. Среди публики много молодых лиц, и в этом большая заслуга педагогов, наставников. Хорошо, когда им напоминают, что есть такое искусство — театр, — говорит Максим Заврин. — Хотя, конечно, соперничать с кино и, особенно, с интернетом, из которого современная молодёжь не вылезает, непросто».
«Сегодня, сидя в автомобиле, человек может найти в интернете постановку любого, самого выдающегося режиссера, хоть Брука, хоть Товстоногова. В этих условиях мы должны предлагать зрителю что-то такое, ради чего ему бы захотелось выйти из комнаты, одеться и поехать в театр», — продолжает Михаил Янко.
«А я не думаю, что театру всерьёз грозит проигрыш в этой конкурентной борьбе. Театр даёт зрителю живую, сиюминутную эмоцию, спектакль — не застывшая картинка, он каждый раз играется по-разному. С этим трудно конкурировать. Конечно, это не означает, что мы не должны развиваться и идти вперёд. Должны, и театр постоянно развивается, ищет новые пути и новые формы», — говорит Елена Гаврилица.
«Тем не менее зритель стал требовательнее, чем раньше, он ждёт, что театр будет его удивлять, восхищать. Если мы всё это ему дадим — и эмоции, и эффекты, то никакая конкуренция нам не страшна», — считает Роман Коновалов.
Стирая грани
Театральное искусство становится ближе к людям. В рамках 65-летия Липецкой области театр активизировал гастрольную деятельность по городам и районам. До конца года он планирует побывать во всех районах и городах области. Один из спектаклей, который участвует в гастролях, — «Записки эмигранта». С ним театр рассчитывает проехать не только по районам и городам области, но и побывать в Орле, Туле, Воронеже. Обязательно покажут его в Становом в октябре 2020 г. на фестивале «Бунинские Озерки». В нынешнем году состоятся также обменные гастроли с театрами Курска, республики Крым.
«В современном театре мне импонирует его открытость, то, что исчезает грань между актёром и зрителем, та самая пресловутая «четвёртая стена». Современные режиссёры часто практикуют такой приём, когда актёры контактируют со зрителем, заряжая его своей энергетикой и в то же время подзаряжаясь от него», — говорит Максим Заврин.
«А мне нравится, что есть возможность творчества. Когда театр не боится эксперимента. Мы не должны бояться ошибиться, надо постоянно пробовать что-то новое. Только в этом случае будет движение вперёд», — добавляет Роман Коновалов.
«Я, пожалуй, скажу, что мне не нравится. Раньше мы меняли зрителя, город, жизнь вокруг себя, и это было прекрасно. Сейчас на первый план выходит материальное, и дело не в том, что мы стали хуже, просто жизнь изменилась», — считает Михаил Янко.
«К плюсам я бы отнесла всесторонность. Актёр сегодня не замыкается в одном амплуа, он всё время что-то ищет, пробует новое», — отмечает Елена Гаврилица.
И ещё одна сторона жизни театра — это фестивали. В апреле актёры покажут спектакль «И жизнь, и слёзы, и любовь» на Международном фестивале «МОСТ» в Ганновере. В мае выступят со спектаклем «Неправда» на «Мелиховской весне», в июне — с постановками «Пришёл! Увидел! Полюбил!» и «Бунин. Рассказы эмигранта» — на фестивале «У Троицы». А в октябре мы ждём гостей на 35-й по счёту, юбилейный фестиваль «Липецкие театральные встречи», который обещает пройти в новом формате.