Разбудить совесть
На протяжении многих лет нам твердили, что школа должна только давать знания, а воспитают и родители. Но голые знания, какими бы полезными они ни были, лягут на незрелую душу бессмысленным грузом. Можно десять лет учить ребёнка наукам, а в итоге выпустить плохого гражданина. Да — образованного, да — грамотного, но абсолютно пустого внутри. К счастью, это вовремя поняли и повернули вектор образования в сторону воспитания. Очередным шагом в этом направлении стало обсуждение новой редакции ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) по русскому языку и литературе. Одно из изменений касается списка художественных произведений: он существенно пополнился классикой, которая «потеснила» труды современных авторов.
— Я считаю, так и должно быть, — говорит директор школы № 70 Липецка Ольга Прокопенко. — Русская классическая литература — источник духовности и морали, то, без чего немыслимо нравственное воспитание наших детей. Возьмём, например, рассказ В. Распутина «Уроки французского». Его невозможно читать без слёз: в нём писатель затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Таковы и остальные произведения изменённого списка. В них появляется такое забытое понятие, как совесть. Они возвращают нас к истокам — в нынешней ситуации это просто необходимо. Невнимание к вопросам нравственного воспитания приводит к страшным последствиям.
Недаром же говорят: «Если нет доброго воспитания, то рухнет даже самое могущественное государство». Жестокость, насилие, безразличие по отношению к окружающим, к собственным детям, кризис семьи и, как следствие, рост подростковой преступности, алкоголизма, беспризорности — всё это результат падения нравственности.
Хочется привести слова министра образования РФ Ольги Васильевой, которая подчеркнула, что «сохранение государственной независимости зависит не только от военной мощи, но и от воспитания граждан, которые обладают национальной идентичностью».
Футбол и театр
Внимание к нравственному воспитанию подрастающего поколения не ослабевает, а наоборот — только усиливается, считает Ольга Прокопенко. Именно современная школа, влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствуя развитию их личности, может внести весомый вклад в решении проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе.
— Высоконравственный человек должен обладать широким кругозором, поэтому мы стараемся приобщать наших детей к культуре, искусству, спорту, а помогают нам в этом социальные партнёры, — рассказывает Ольга Радомировна. — Мы взаимодействуем с липецкими музеями — краеведческим, народного и декоративно-прикладного искусства, библиотеками, театрами, филармонией. Учащиеся посещают выставки, спектакли, концерты, участвуют в мастер-классах, творческих конкурсах. Это обогащает их духовно.
Конечно, гармоничное развитие личности невозможно без физического здоровья. Школьный клуб «Территория спорта» открывает перед детьми массу возможностей. Здесь учащиеся занимаются футболом, волейболом, баскетболом, лёгкой атлетикой, гимнастикой, фитнес-аэробикой, самбо и карате. Важно, что большинство секций они могут посещать бесплатно.
— В деле духовно-нравственного воспитания нам очень помогает православная церковь, — продолжает Ольга Прокопенко. — Мы тесно сотрудничаем с храмом Всех Святых, в земле Российской просиявших: вместе проводим Недели православия, совершаем экскурсии по святым местам липецкого края.
Полезный труд
Неотъемлемой частью воспитания является труд. Об этом ещё говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский. Однако в последние годы вся трудовая деятельность учащихся сводилась к тому, чтобы стереть с доски после уроков.
— На самом деле дети любят трудиться, мы наблюдаем это каждый раз на практике: они с удовольствием полют грядки, сажают цветы, — рассказывает Ольга Радомировна. — Я мечтаю переоборудовать кабинеты технологии, чтобы мальчики учились работать на станках, а девочки — готовить. У школьников должна быть возможность реализовать себя в труде.
И такая возможность у них скоро появится. По поручению главы города Сергея Иванова был увеличен охват детей временным трудоустройством.
Уже в этом году при образовательных учреждениях будут сформированы трудовые бригады из старшеклассников. Учащиеся будут заниматься благоустройством территории, подготовкой классов к 1 сентября и другой несложной работой. Таким образом, они смогут и школе пользу принести, и себе на карманные расходы заработать.
— Но главное — это воспитательный эффект, — считает Ольга Радомировна. — Общее дело сплачивает: дети учатся работать в команде, уважать чужой труд, бережнее относиться к окружающему миру.
Всего в 2018 году планируют трудоустроить порядка 350 старшеклассников. Но работу в этом направлении будут продолжать и дальше, активно привлекая к ней предприятия города и области. Ведь будущее нашей страны — за человеком-созидателем.