28 сентября в Липецке шестилетний мальчик выстрелил из травматического пистолета в младшую сестру. Ежегодно несовершеннолетние совершают более 300 тысяч общественно опасных деяний в стране. Что происходит с нашими детьми? Почему подростковая жестокость становится нормой? Об этом и многом другом мы поговорили накануне международного Дня психического здоровья, который отмечается 10 октября, с психологом Еленой Семидубер.
Агрессия или защита?
– Елена, по прогнозам ВОЗ, к 2020 году психические расстройства станут вторым по распространённости заболеванием в мире. Неужели всё так серьёзно?
– Подростковая жестокость – это тоже следствие психических отклонений, или здесь что–то ещё?
– Агрессию провоцирует много факторов. Но чаще всего подростковая жестокость является проявлением защитной реакции. Сегодня на детей из Интернета, с экранов телевизоров «выливается» слишком большое количество негативной информации – не каждый взрослый такое выдержит, что уж говорить про несовершеннолетних, у которых психика и так неустойчивая. Некоторые впадают в депрессию, а некоторые начинают защищаться. Просто каждый защищается по–своему. Вот откуда и подростковая жестокость – это реакция на насилие, творящееся в мире.
Пожинаем плоды
– Конечно, проще всего обвинить во всём телевидение, Интернет. Но куда смотрят родители? Может быть, причины надо искать в семье?
– Несомненно. Всё идёт из семьи. «Лихие», как сейчас говорят, 90–е внесли свои коррективы в воспитание подрастающего поколения. Люди оказались поставлены в ситуацию, когда нужно было выживать любой ценой. Прокормить, одеть, обуть – вот о чём тогда думали родители. Нравственным воспитанием детей заниматься было некогда. А теперь мы пожинаем плоды прошлых ошибок. Нынешние взрослые – это то самое потерянное поколение 90–х, и сейчас многие из них воспитывают своих детей так же, как когда–то воспитывали их самих. Хорошо, если в окружении ребёнка есть люди с высокими моральными устоями, которые могут привить ему правильные ценности. А если нет?
– А как же школа?
– Перед школой сегодня стоят другие задачи. На мой взгляд, нынешняя система образования не только не идеальна, она выращивает невротиков. У каждого пятого подростка к выпускным классам есть проблемы с психикой. Дети запуганы, они не понимают, чего от них хотят. Если раньше в школе все равнялись на «середнячков», то сейчас всё внимание уделяется сильным ученикам. А сильных из тридцати человек может быть всего трое–пятеро. Вот и получается, что остальные дети не успевают осваивать программу, нервничают, переживают – отсюда и различные психические расстройства. А экзамены во что превратили – это же вообще кошмар! Чтобы их сдать, ребёнку нужно либо постоянно заниматься с репетиторами, либо быть «семи пядей во лбу». Но и высокие интеллектуальные способности не гарантируют хороший результат. Ты можешь знать всё, но в самый ответственный момент занервничаешь и завалишь экзамен. Когда человек нервничает, ему сложнее сконцентрироваться. В этой ситуации в выигрыше оказываются дети, которые учились на тройки и четвёрки. Они не испытывают на себе такого психологического давления, поэтому и к экзаменам подходят более спокойно. И сдают их порой даже лучше, чем те же отличники.
– Последние результаты ЕГЭ заставляют всерьёз задуматься. Во многих вузах уже сегодня существует недобор студентов, а что будет дальше?
– Мне кажется, это делается специально, чтобы школьники не шли в вузы, а поступали в техникумы и училища. Сейчас и так избыток людей с высшим образованием, а стране не хватает рабочих рук. Вот их и пытаются искусственно создать. А о том, что при этом страдает психика детей, никто не думает.
Разучимся общаться
– Есть мнение, что телефоны и компьютеры тоже не лучшим образом влияют на неокрепшую подростковую психику?
– Уход в виртуальную реальность – это тревожный симптом. Если такое происходит, нужно срочно бить в набат! От животных мы как раз и отличаемся способностью мыслить, общаться, взаимодействовать друг с другом. В виртуальном мире ничего этого не требуется. Точно так же, как не нужно прикладывать особых усилий, чтобы что–то изменить. Если вы решаете проблему в жизни – вы приобретаете бесценный опыт. А в игре если вы не проходите уровень, то ничего не теряете, ведь всегда есть вторая попытка. Но это не жизненный опыт. Мотивация слабеет. Про общение я и не говорю. Мне кажется, лет через двадцать–тридцать, если так будет продолжаться, люди совсем разучатся общаться, но как тогда будут создаваться семьи? И какое будущее будет у такого поколения?
– Как же быть?
– Мы все рождаемся с набором определённых качеств, но черты характера вырабатываются в ходе самой жизни, в неустанном труде. Нужно прикладывать усилия, воспитывать волю, чтобы чего–то достичь, так формируется характер. Но без живого общения это невозможно. В Интернете не происходит развития личности. Именно поэтому родителям нужно следить за тем, чтобы дети жили в реальном мире, а не виртуальном. Тогда будут формироваться и определённые душевные качества, и проявлений жестокости в обществе будет меньше.