Примерное время чтения: 6 минут
637

Отечественному планерному спорту исполнилось 90 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Орёл 27/11/2013

«Скромный» рекордсмен

досье
Юрий Малютин родился 3 января 1937 г. в Семипалатинске Казахской ССР. Окончил школу № 26 г. Орла. В 1960 году окончил физико-математический факультет Орловского государственного пединститута. Депутат Орловского горсовета I и II созывов.

Денис Волин, АиФ-Орёл – Насколько я знаю, совсем скоро орловский планерный клуб тоже будет отмечать круглую дату?

Юрий Малютин: – В следующем году нашему клубу исполнится 75. На долю первого выпуска выпала война. Сам клуб продолжал готовить лётчиков, но за пределами области, в тылу. А в 1950 году вернулся на свою малую родину.

Стоит сказать, что в это время вся авиаподготовка была сосредоточена в Центральном аэроклубе им. Чкалова в Москве – здесь готовились все сборные команды СССР. Однако в связи с тем, что небо над столицей и её окрестностями было «закрытой зоной», – приняли решение создать Центральный спортивный планерный клуб (ЦСПК) в Орле.

– С тех пор основной базой союзных планеристов стал наш аэродром Пугачёвка?

– Именно. ЦСПК получил полномочия как по подготовке сборной СССР, так и по организации и проведению всех наиболее крупных соревнований в стране. И буквально спустя несколько месяцев команда нашего клуба стала победителем первенства РСФСР. Мы начали свой стремительный подъём. 1965–66 годы – это период беспроигрышной серии на внутренних соревнованиях: наши планеристы четырежды становились абсолютными чемпионами СССР, а сама команда девять раз признавалась лучшей в Союзе.

В это же время орловскими спортсменами были поставлены первые в истории клуба всесоюзные рекорды. Так, лётчик–инструктор Александра Калачёва достигла абсолютной высоты (5 262 м), Тамара Загайнова (Насонова) в 1966 году совершила групповой полёт с мужем на расстояние 731,5 км, а спустя два года второй раз завоевала титул мировой рекордсменки, пролетев 500–километровый треугольник со скоростью 69,5 км/ч.

Свою скромную лепту в достижения орловских планеристов удалось внести и мне. В одном из полётов я достиг абсолютной высоты – 6 350 м – и одновременно установил рекорд «выигрыша высоты» (это разница между достигнутыми 6 350 м и высотой, на которой я отцепился от самолёта). До этого ни одному из наших лётчиков–планеристов не удавалось выиграть 5 000 м высоты. К слову, это давало мне право на получение третьей алмазной подвески (почётный знак Международной федерации авиационного спорта). Я получил его первым в Союзе.

Мировое признание

– Орловские планеристы выступали исключительно на внутренних соревнованиях?

– Конечно, нет. Уже в 1966 году были проведены крупные международные соревнования, в том числе с участием абсолютного мирового лидера на тот момент – сборной Польши. На том первенстве ей удалось сохранить за собой статус. Но наша команда заняла второе место.

В 1968 году мне предложили возглавить сборную СССР, поставив единственную задачу – подготовить команду ко II Международным соревнованиям и выиграть их.

– Получилось?

– Да. Стоит сказать, что подготовка проходила в напряжённой атмосфере. Мы выбирали сложные упражнения. Из 15 планеров до финиша доходили один–два. Но расчёт и был как раз на то, что если хотя бы один пилот доберётся до конца, значит, упражнение выбрано правильно. Как показала практика, мы не ошиблись. Уже первый лётный день соревнований показал наше превосходство даже над чемпионами.

На второй день ситуация повторилась. А на третий оппоненты уже просили упростить задание на полёт. Однако те очки, которые мы набрали вначале, позволяли завершить соревнования победителями. Это произошло в июле 1969 года.

Впервые в истории страны первая сборная СССР стала чемпионом, вторая сборная заняла второе место, а полякам пришлось довольствоваться лишь третьим.

– Победа произвела фурор?

– Вот здесь таится парадокс. Как бы удивительно это ни звучало, но наш успех высоко оценили именно за рубежом. Журнал «Крылатая Польша» на своих страницах писал: «Советские спортсменки были вне конкуренции». Но вот в самом Союзе пресса довольно скептически отнеслась к нашей победе – не поверила! Успех был слишком невероятен!

– Расстроились?

– С одной стороны, конечно, было неловко, когда ты побеждаешь, а тебе в своей же стране не верят. Но с другой – мы же прекрасно знаем, что заработали титул только своим упорным трудом.

Этот успех, ставший, по сути, точкой отсчёта целой серии победных выступлений нашей сборной на международном уровне, – принадлежит и предыдущему тренеру. Его имя Павел Антонов, боевой лётчик–истребитель, участник корейской войны, сбивший семь самолётов противника. Он отбирал сборную, что называется, штучно: лично ездил, смотрел, оценивал. Антонову принадлежат слова: «Хочешь побеждать – выходи за пределы установленных правил». Я им следовал и старался продолжать его традиции.

После развала

– Повлиял ли развал СССР на жизнь планерного клуба?

– Для клуба наступили просто «чёрные дни». Если Родина заботилась о нас как о своих будущих защитниках, и на материальное обеспечение полётов денег не жалела, то в 90–х клуб начал держаться только на энтузиастах. Но даже в таком удручающем положении ребята умудрялись выигрывать чемпионаты и крупные международные соревнования!

А в 2009 году спортсменам–ветеранам позвонил начальник лётной части клуба Александр Маслов и сказал, что под самый новый год весь лётно–технический состав был уволен. Ребят просто вышвырнули на улицу.

Одновременно участок (220 га) под лётным полем был переведён в собственность Орловского района, а сам аэроклуб понижен в статусе до уровня муниципального образовательного учреждения. Причём информацию об этих манипуляциях не доводили до Центрального Совета ДОСААФ.

Ветераны нашего спорта, разумеется, мобилизировались. Мы трижды обращались в правоохранительные органы с требованием провести проверку законности происшедшего. В итоге земля была возвращена, но лишь спустя 4 года. Благодаря активной позиции ветеранов, клуб перестал сползать в банкротство. А совсем недавно, 13 ноября, его начальник Сергей Антонов получил Свидетельство о праве госсобственности на землю, занятую лётным полем аэродрома, и клубу вернули его прежний статус центрального в РФ. Так что будем побеждать и дальше!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах