Сегодня гость «АиФ–Орёл» – Татьяна Морозова, директор Орловской областной специальной библиотеки для слепых (ООСБС). Тридцать пять лет прошло с тех пор, как библиотека стала для неё вторым домом, из них восемь лет она им руководит. Работа с инвалидами по зрению – труд достаточно сложный, тем более что российская культура финансируется по остаточному принципу.
Бог создал людей разными, а прогресс уравнивает
Вадим Коротких, АиФ-Орёл: – Татьяна Алексеевна, ваши читатели – это ведь необычные люди, которые, вроде бы, и не должны читать... Разве не так?
Татьяна Морозова: – Ну что вы! Чтение для слабовидящего человека – это окно в мир! К нам приходят практически сразу, как только ребёнок с проблемами зрения становится способным к обучению чтению. Вначале малыша приводят родители, потом, став школьником, ребёнок уже приходит сам. А затем он приобретает профессию и нередко становится другом библиотеки. Но в основном наш читатель старше 60 лет. А библиотека – своеобразный клуб общения, встреч. И не только здесь. У нас работают два филиала – в Орле и в Ливнах, а также пункты выдачи в каждом районе области при местных организациях Всероссийского общества слепых (ВОС).
– Для каждого инвалида, независимо от заболевания, существует проблема вживания в социум. Человек не должен чувствовать себя ущербным – это аксиома гуманности общества. Это получается?
– Сложно сказать. От инвалидности никуда не денешься. Но влиться в общество стало проще благодаря техническому перевооружению. Появились специальные речевые редакторы, компьютерные программы. Кстати, инвалиды могут лучше нас с вами работать на компьютере! Они идут в ногу со временем. Например, в Орле есть замечательный программист Борис Евгеньевич Руденский. Не имея зрения, он закончил МГУ и, как принято говорить, стал достаточно продвинутым компьютерщиком. И помогает слабовидящим адаптироваться.
Когда у человека проблема со зрением – окулист выписывает ему очки. А вот если это уже необратимо, органы соцзащиты выдают инвалидам индивидуальные устройства для чтения «говорящих» книг. Это тифлофлешплеер. Проще говоря, специальный цифровой плеер. Его постоянно модифицируют, поэтому нередко для его освоения требуется помощь специалиста. И люди идут к Борису Евгеньевичу. Затем подключаются наши специалисты.
В библиотеке можно взять «говорящую» книгу на флеш–карте или записать её на флешку. Инвалиды с ослабленным зрением получают электронные лупы, чтобы читать самостоятельно.
Мы берём на себя обучение каждого инвалида, рассказываем, как работать с компьютерными программами. Консультируем по телефону, выезжаем на дом, устанавливая на ПК читателей программное обеспечение. У нас есть свой мастер, который отремонтирует и давно снятую с производства, но востребованную инвалидами, тифлотехнику. Дело в том, что с прошлого года выпуск книг на кассетах прекращён, и литература выходит в новых форматах – на дисках, флешках, да и у инвалидов процентов 50 техники заменили на новую.
Мир открывает... голос
– Но ведь на обновление фондов нужны деньги. Вы где их берёте?
– Ну, пока нам грех жаловаться. По программе «Развитие отрасли культуры в Орловской области» и благодаря участию в других проектах только в прошлом году мы получили более 700 тыс. рублей. Увеличили свои фонды, дополнительно купили две электронные лупы, читающую машину. Достаточно хорошо сформирован парк тифлотехники, мы располагаем пятью автоматизированными компьютерными местами (АРМ).
Особенностью АРМа является то, что оно оснащено спецпрограммой экранного доступа Jaws for Windows, которая позволяет инвалидам по зрению беспрепятственно самостоятельно работать на ПК. Установлены Интернет, справочно–правовая система «Консультант Плюс», позволяющая ознакомиться с любыми документами. Тоже способ вживания в социум – согласитесь.
Наш читатель открывает страничку в Интернете – и компьютер или переводит текст на шрифт Брайля, или озвучивает его.
А ещё мы – единственная библиотека в области, которая обслуживает читателей не только книгами, приходящими из специализированных издательств или местных, но и сами издаём для них книги. Учебная, краеведческая литература переводится в специальные форматы, удобные для восприятия читателей.
Запросы могут быть разными. Например, среди наших читателей есть мальчик из Мценского района – инвалид по зрению. Он учится дистанционно, а учебников, «переведённых» на язык Брайля, не хватает. Конечно, мы помогли ребёнку – отсканировали и издали шрифтом Брайля для него учебники. Наш основной принцип: инвалид должен получить вовремя нужную информацию и на удобном для него носителе.
Но основной приоритет – история родного края. И не потому, что это интересно или важно нам, а потому что именно эта тема в наибольшей степени интересует наших читателей. Совсем недавно у нас прошла встреча с писателем Еленой Яворской, автором книги «От первого салюта до Великой Победы», которую мы издали в аудиоформате и по Брайлю. Начитываем сами. Это делает заведующая внестационарным отделом Людмила Суханова – опыт показал, что именно её дикция наиболее хорошо воспринимается читателями.
– Орёл – город театров. Вы не пробовали с предложением «начитать» обращаться к актёрам? Дело–то благое. Не думаю, что кто–то из них запросит гонорар.
– У нас был один проект со студентами Института искусств и культуры. Совместно с нашим диктором они начитали книгу Егора Щекотихина «9 мая 1945–го». К слову, во Всероссийском конкурсе, посвящённом 65–летию Победы, эта работа заняла первое место. А идея с актёрами – хорошая, попробуем.
И чтение, и общение
– Вы сказали, что библиотека стала своеобразным клубом. Что вы имеете в виду?
– Например, у нас есть клуб «Дачник». Недавно на его заседании выступала Галина Ивановна Петрухина. В прошлом она и её супруг Анатолий Сергеевич Петрухин – преподаватели ОрёлГТУ. Он инвалид по зрению 1–й группы. Написал несколько учебников по истории, кандидат исторических наук и академик Международной педагогической академии. Они вместе занимаются дачным участком, и Галина Ивановна поделилась своим опытом с членами клуба.
Или вот возьмём посёлок Верховье. Там в местной организации ВОС – более сотни человек, которые являются нашими читателями. Они все вышли за рамки своего «барьера», как сейчас принято говорить. Но среди них есть и такие, которые просто восхищают своим стремлением к полноценной жизни. Например, нашим читателем является верховец, инвалид 1–й группы Сергей Евгеньевич Трунов, бывший офицер ФСБ. У него, кроме зрения, нет обеих рук, но он обучился работе на компьютере! Специально для этого ездил в Москву, где есть специализированные курсы. А теперь организовал у себя клуб и обучает других инвалидов по зрению! Кстати, его книгу «Понять и принять» мы тоже издали.
Есть у нас и книги с обычным, но увеличенным шрифтом, чтобы зрение не напрягать. Есть так называемые рукодельные книги – это когда незрячий человек может не только прочитать информацию, но и ощутить пальцами то или иное издание. Кроме текста, там имеются рельефно–графические и тактильные изображения.
Есть книги, которыми мы гордимся. Например, в юбилейный год Отечественной войны 1812 года мы издали труд Олега Михайлова «Генерал Ермолов» в шести брайлевских книгах в пяти экземплярах. Серьёзная работа, я вам признаюсь!
Зная наши возможности, многие читатели участвуют в конкурсах на лучшее поэтическое или прозаическое произведение. Все стремятся написать так, чтобы мы издали их произведения. Люди пишут о собственной жизни и об отношении к окружающему миру, произведения на историческую и военную темы.
От Брайля до Интернета
– А что делать, если книги в наличии нет, а она крайне нужна?
– Это не проблема. Мы входим в межбиблиотечную сеть, где книгу можно скачать. Это всё разрешённая и лицензированная продукция, не пиратская. Информация защищена, авторские права тоже. К слову, наша собственная база книг в защищённом формате насчитывает более 13 тысяч экземпляров.
Также мы даём своим читателям специальный пароль, и они могут самостоятельно через наш сайт входить в электронные библиотеки «говорящих» книг. У нас есть читатели, которые постоянно делают заявки. Одну флешку оставляют, а другую, со скаченной книгой, забирают…
И всё же… Новые технологии – это замечательно, но мы считаем, что пока у нас хотя бы один читатель будет пользоваться магнитофоном, мы будем записывать и выдавать книги на аудиокассетах. Нам важен каждый человек!