Наши и на прицепе могут
За первые месяцы 2014 года число сотрудников–ветеринаров в районах области сократилось с 921 до 564 человек! Классные специалисты столь важного для региона ведомства в массовом порядке пишут заявления об увольнении. Причина – нищенские зарплаты, за которые ветеринары вынуждены копаться в «нечистотах», чтобы на прилавках Орловщины не дай бог не появились заражённые продукты животноводства.
По информации Андрея Митасова, главного ветврача области, средняя зарплата специалиста управления, а также подведомственных структур последнего, составляет всего 7 560 рублей. Кто согласится выполнять «грязную» и в то же время принципиально ответственную работу за такие деньги? Впрочем, стоики всё же есть. «Многие сотрудники понимают значимость своей профессии, стоят на посту и не ропщут», – говорит Митасов. Но нормально ли это?
Если в городах области дела обстоят ещё куда ни шло, то в районах положение просто катастрофическое. Мало того, что существует дефицит кадров, так и оставшимся специалистам выполнять свои обязанности весьма затруднительно. По словам Митасова, материально–техническое оснащение районных пунктов настолько скудное, что порой приходится выезжать на вызов на штатном «УАЗике», а возвращаться на прицепе! Машины давно пора списывать в утиль: авто– и технопарк изношен на 75–100%.
Для эффективной работы в 2014 году управлению необходимы как минимум 34 единицы автотранспорта, а также два мобильных противоэпизоотических отряда для проведения мероприятий по недопущению африканской чумы свиней, укомплектованных транспортом и техническими средствами. Кроме того, нет мобильной лаборатории для ветсанэкспертизы.
А чиновники подождут
Причина драматической ситуации, в которой оказалась ветеринарная служба, – в недостатке финансирования. Похоже, прежнее руководство области не особенно жаловало ветеринаров, а может, просто недооценивало их труд. Так или иначе, но при экс–губернаторе Козлове сумма финансирования, заложенная в областной бюджет на 2014 год, снизилась по сравнению даже с прошлым годом на 31 млн рублей и составила 109,5 млн, тогда как чтобы выжить, необходимо минимум 219 млн. А значит, ни о каком повышении зарплат не может быть и речи, как, собственно, и о модернизации технопарка. Кстати говоря, весть об утверждении бюджета в январе и повлекла массовые увольнения в Знаменском, Троснянском, Корсаковском, Болховском и других районах области. Ещё в четырёх районах началась ликвидация местных ветеринарных лабораторий.
Когда на минувшем заседании облправительства Андрей Митасов дрожащим от волнения голосом зачитывал свой доклад, врио губернатора то мрачнел, то нескрываемо удивлялся. Дослушав докладчика, Потомский обратился к своему заму по финансам Михаилу Бабкину: «До 20 числа те вопросы, которые сегодня были подняты, должны быть закрыты. Чтобы зарплаты привели в соответствие и весь подвижной состав поменяли! Я запрещаю приобретать машины для нужд администрации до тех пор, пока весь автопарк ветслужбы не будет обновлён». Он также попросил Митасова собрать всех уволившихся специалистов и предложить им вернуться на свои места, заверив, что зарплата будет доведена до средней по региону.
Остаётся надеяться, что слова Потомского будут конвертированы в реальные действия, чего так недоставало Александру Козлову. Иначе Орловщина рискует остаться без ветеринарной службы – «защитника населения от болезней, общих для человека и животных».