Могут ли в принципе сочетаться бизнес и мораль? На эти и многие другие вопросы есть ответ у гостя нашей редакции – дизайнера и имиджеолога, лауреата международных конкурсов Риты Жилиной.
«Русская улица» из Орла
– Имя Рита – это дань западной моде, где всё упрощают, или дизайнерский ход?
– У вас необычные профессии: дизайнер, имиджеолог – с чем всё это едят?
– На самом деле у меня много специальностей. Я парикмахер–модельер, стилист, визажист, дизайнер причёсок, аксессуаров, текстильных игрушек, имиджеолог – в общем, тот, который может сотворить с человеком практически всё в зависимости от заданной темы, создавать и дарить красоту и в какой–то мере открывать людям то, на что они действительно способны.
– А вам не кажется, что всё это как–то не совсем уместно сегодня? Что это диссонирует с пульсом страны, которая сегодня вся – в гражданском порыве, экономических санкциях, политических баталиях?
– Я далека от политики, но близка к людям, и хочу сказать, что кризисы, войны, конечно, влияют на моду, но не убивают её! Это невозможно остановить, как саму жизнь. Пока человек любит, созидает, он хочет выглядеть красиво, хочет, чтобы было красиво вокруг него, и мы ему в этом помогаем.
Опять же: творчество не имеет границ. Людям либо нравится, что ты делаешь, либо нет. В этом году, к примеру, я участвовала во Флоренции в Международной выставке Mostra Internazional dell ´Artigianato, где представляла «Русскую улицу». Экспонатами стали мои текстильные игрушки – лошадки, аксессуары, которые полностью сделаны руками. И дизайнеры с мировыми именами отметили мои работы – окраска хлопчатобумажной ткани, которую я придумала и продемонстрировала на игрушках, привлекла большое внимание. В результате одна лошадка «уехала» в Бразилию, а я получила престижный диплом. К слову, эти лошадки вызвали интерес и у нас в стране – я получила предложение от музея и галереи современного искусства «Эрарта» (Санкт–Петербург). Так что санкции и кризисы творчеству не помеха – было бы желание работать.
Из вуза – в парикмахеры
– Вы не так давно вернулись из Греции, где участвовали в Международном фестивале моды, стиля и дизайна в номинациях «дизайнер одежды (прет–а–порте)», «стилист–парикмахер», «дизайнер аксессуаров», и во всех получили признание, заняли первые и вторые места. Это удивительно, поскольку обычно человек силён в чём–то одном. Откуда такая разносторонность?
– Наверное, от воспитания и жёсткости времени. В детстве я училась в спортшколе, где всё было нацелено на высокий результат. Это годы, когда в памяти была свежа Олимпиада–80, большой успех советских спортсменов. Но уже тогда мой классный руководитель, Татьяна Викторовна Суханова, сказала, что мне надо получать высшее образование, не спортивное. Я поступила в наш институт культуры, на отделение экономики и управления. Хотела быть экономистом. А тут – кризис перестройки, всё разваливается... Помню, как преподаватель, сам растерянный, сказал нам: либо становитесь суперспециалистами–менеджерами, чтобы вас взяли на работу солидные фирмы, либо становитесь лучшими в пусть маленьком, но своём деле, другого выхода просто нет.
И я усвоила этот совет. И помню шок всех своих знакомых, когда с дипломом вуза пошла… в парикмахеры.
Я сразу поняла: канадка, бокс и полубокс – это не профессия, и научиться делать самой себе укладку волос, чтоб сэкономить деньги, – не получится, поскольку для этого нужны четыре глаза и четыре руки. И стала учиться. Сначала поехала в Воронеж к Николаю Ивановичу Харьковскому – знаменитому парикмахеру, потом – в Москву в академию «Долорес», в центр парикмахерского искусства Александра Тодчука. Учили разным специальностям, но одному принципу: будь нужной людям, ты должна своей работой делать общество лучше!
Тем и живу. Когда устаю стричь или делать причёски – шью куклы, когда устаю от шитья – изготавливаю цветы из кожи для одежды и волос. К слову, нынешней осенью это мировой тренд!
А сейчас готовлю выставку «Кукла я», которая состоится в декабре в Москве. Первые куклы с цветами, которые я так обожаю, уже сшиты.
– Принято: чуть только человек поднимается в своей профессии выше среднего, он уезжает в столицы – там и заработок выше, и возможностей проявить себя больше. Почему вы до сих пор в Орле?
– Мне многие задают этот вопрос. Отвечаю: а какая разница, где жить? Заботиться обо мне не будет ни Москва, ни Милан. Всё равно всё зависит только от меня. А здесь очень комфортная среда для творчества! И люди, которых я знаю, а они – знают меня. Как в песне: «На деревне ни скрыться, ни спрятаться, ни уйти от придирчивых глаз…» И меня это очень даже устраивает.
К доктору!
– Чтобы обратить на себя внимание, те, что побогаче, покупают брендовые и дорогие вещи, нарочито ими похваляясь, кто победнее – рисуют яркие тату, прокалывают носы–губы–брови и ещё бог знает что, вплетают в волосы верёвки или красятся в немыслимую радугу. Что здесь может сделать имиджеолог?
– Если человеку больше 18 лет и у него такое представление о способе быть замеченным, ему нужен не имиджеолог, а психолог. За границей, кстати, дети и подростки до 18 лет могут творить со своей внешностью что угодно в рамках допускаемого родителями, но после 18 они должны переродиться в нормальных людей нормального общества. И если этого не происходит, идут к доктору.
К сожалению, дети во всём мире не умеют фильтровать мутную воду всевозможных предложений, в том числе массово идущих из Интернета. Особенно, как мне кажется, у нас, в России. Им надо помогать разбираться. У меня, к примеру, в соцсетях есть свои странички, где я рассказываю и показываю то, что делаю. Недавно ко мне пришли две 12–летние девочки с мамами. Оказалось, они увидели на сайте мои работы, почитали и попросили своих родителей, чтобы те их со мной познакомили. И я очень рада этому. Значит, всё правильно делаю.
– И всё же: среди ваших клиентов кого больше – бизнесменов, чиновников?
– Интеллигенции и деловых людей. И много детей. Я люблю своих клиентов, и они это чувствуют, знают. Хотя я могу и «подзатыльник» дать – не физически, конечно, а морально. Я ведь с клиентами говорю обо всём, и особенно серьёзно – с бизнесом, потому что они сегодня – лицо общества, они формируют подрастающее поколение, которое обращает внимание не только на их причёски, на их авто, но и на то, с кем они ездят на этих авто, с кем и как живут, как относятся к старикам…
– И слушают?
– Прислушиваются. Я ведь не «модный парикмахер», а мастер, которому по–человечески верят. На моих дверях написано: Мастеръ Маргарита. Это не я придумала, – клиенты, и это дорогого стоит…
В тренде – зелёный!
– И последний вопрос – «парикмахерско–дизайнерский»: что будет модно этой осенью?
– Естественность. Особая привилегия – длинные волосы, которые не отличаются изысканностью укладки, из стрижек – боб, боб–каре, асимметричный боб, каре. Аксессуары – ободки и заколки с крупными цветами. Макияж – спокойный, естественный, а вот яркая помада приветствуется: красная, задорный апельсин, морковная, винные оттенки, но все – матовые.
Что касается одежды, то в тренде все оттенки зелёного, сочетания чёрный–синий, чёрный–серый, беж, пудровый, белый. Очень модны принты, особенно леопардовый и «сказочные» – с цветами, птицами и т. п. На пике популярности – «сумасшедший мех». Осень обещает быть яркой!
Нужно лишь мастерски овладеть правилами, чтобы их не нарушать… или наоборот – нарушать! И верить в себя. Не только в моде. Найти свой стиль, свою причёску – это здорово, но главное – понять, что ты есть, и не потерять собственное «я».