В Орле группа активистов-колясочников решила проинспектировать объекты городской инфраструктуры, чтобы на личном опыте убедиться, созданы ли соответствующие условия для инвалидов. Первым делом они посетили театр имени Тургенева, который был масштабно отремонтирован в прошлом году к празднованию 450-летнего юбилея областной столицы. Итоги экскурсии оказались неутешительными.
Куда делась плитка?
На минувшей неделе местные активисты начали проверку общественных мест, чтобы посмотреть, каков же их уровень доступности для инвалидов. Первым в списке для членов орловского Инва-центра стал академический театр имени Тургенева. К слову, качество ремонта этого объекта, который был завершён в прошлом году, подвергалось постоянной критике со стороны общественников и СМИ. Обещалось, что после «юбилейных» работ театр преобразится донельзя, в том числе наконец-то станет доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Как местные активисты выяснили на практике, насладиться искусством здесь, действительно, сможет каждый, но вот какой ценой?
«Начнём с подъезда к театру. Первое, что удивило, конечно, — места для инвалидов на парковке оказались свободны. Вот честно, для меня это даже удивительно, потому что обычно их занимают. Вышли из машины — и дальше всё, как обычно у нас. Никаких указателей, куда идти, где тут пандусы. Сразу от стоянки к театру идут порожки, на которых нет и намёка на пандус, чтобы подняться вверх. Но имеется заезд, на который не заедешь из-за припаркованной машины, да и никуда он не приведёт. В идеале, должен быть хоть какой-то знак, чтобы человек понял, куда ему ехать», — рассказывает активист Александр Востриков.
Пандус оказался на противоположной от стоянки стороне театра. Как подчеркнули активисты, на первый взгляд конструкция особых нареканий у них не вызвала, но самое интересное было впереди.
Несмотря на недавний ремонт, от пандуса уже начали отваливаться плитки. Кроме того, у него есть и ещё один существенный недостаток — отсутствие внутреннего поручня. Пока активисты задавались вопросом, кто же это «чудо» проектировал и принимал, поднялись наверх и обнаружили, что всё покрытие отвалилось.
«Печально, что сделано всё было «на соплях», — констатировали инспектирующие.
Тем не менее они отметили, что если «закрыть глаза» на все эти недостатки, то до входа в театр среду можно назвать в какой-то степени доступной, пусть и с натяжкой.
В ручном режиме
Попав внутрь и раздевшись в гардеробе, активисты отправились искать пандусы и подъёмники. По словам молодых людей, им не удалось обнаружить соответствующие указатели.
«Руководствуясь исключительно методом тыка, мы пошли в правое крыло, где нашли целых три подъёмника: один вертикальный и два наклонных. Казалась бы, вот она — радость: нажал кнопочку, и ты в зрительном зале. Но нет, всё не работает. Честно говоря, я сомневаюсь, что работало вообще: по крайней мере, внешне этого не видно», — говорит Востриков.
Но ситуацию, как могли, спасали сотрудники театра, которые осуществили транспортировку колясочников вручную. И это при том, что «юбилейный» объект оборудован подъёмниками. Получается, работникам «Тургеневского» пришлось применить недюжинную силу, чтобы поднять по лестнице человека, сидящего в электрической коляске.
Ещё один важный момент — уборная для инвалидов. Разумеется, на территории отремонтированного объекта она присутствует. Только вот, по словам активистов, используется не по назначению.
«Обычно двери в туалет ставят такие, что попасть на коляске туда просто невозможно, но здесь всё отлично. Однако дверь закрыта на ключ, которого ни у кого нет. В него мы не смогли попасть ни до спектакля, ни после. Честно говоря, не знаю, что и думать. Или действительно ключа нет, или там всё так уныло, что его просто не захотели открыть», — рассказывает активист.
Подводя итог своей проверки, инспектирующие подметили, что «доступная среда» была ими найдена процентов на 30. Только с учётом неработающих подъёмников она совершенно бесполезна.
Руководство театра имени Тургенева пообещало, что система в ближайшее время будет налажена, а сотрудникам больше не придётся «таскать людей по порожкам».