На сегодняшний день в Воронеже действуют 10 кладбищ, но в связи с тем, что они уже заполнены, на их территориях разрешены только подзахоронения. Открыто для массовых захоронений сегодня только одно городское кладбище – Буденовское, созданное в Масловке 7 лет назад.
Война соседских могил
За порядком на городских кладбищах следит МУП «Комбинат специализированного обслуживания». 80 сотрудников предприятия ежедневно осуществляет уборку территорий кладбищ: Юго-западного, Лесного, Коминтерновского, Правобережного, Еврейского, Левобережного, Боровского, Никольского, Буденовского и Полыновского. Как рассказали на предприятии, уборка заключается, в основном, в сборе мусорных свалок, оставленных горожанами.
– Много лет подряд мы приучали горожан сносить мусор с убранных могил на санкционированные свалки. Сегодня, можно сказать, нам это удалось, но с большим трудом: все равно находятся такие люди, которые не доносят мусор до кучи, а перебрасывают его на соседские могилы, – говорит директор МУП «Комбинат специализированного обслуживания» Алексей Максимович Катцын.
Как рассказывает Алексей Максимович, одна из неразрешенных задач – судьба могил, пребывающих в запустении. В соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий. Тем не менее, запрет на их ликвидацию приводит к тому, что в заброшенных местах захоронения скапливается мусор, участок зарастает травой, и уже невозможно понять что это: могила или несанкционированная свалка. Так, в некоторых городах эту проблему пробуют решать с помощью табличек, сообщающих родственникам или ухаживающим за участком о возможной ликвидации могилы. Такие таблички ставятся возле неухоженного, заброшенного захоронения, и если в течение двух лет на них нет реакции, судьбу дальнейшего использования участка решает спецкомиссия. Однако известны случаи, когда некоторые участки много лет находились в состоянии запустения, и, посчитав их окончательно заброшенными, на них производили новые захоронения. Но вдруг объявлялся разгневанный родственник, доводивший дело до суда. Именно по этой причине в Воронеже практика таких табличек не получила распространения.
Кстати, все тот же закон «О погребении и похоронном деле» говорит о том, что, вопреки убеждениям воронежцев, земля на кладбище должна предоставляться для захоронения бесплатно («каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление БЕСПЛАТНОГО участка земли для погребения тела или праха»). Алексей Катцын поясняет, что земля предоставляется умершему по праву гражданства, а деньги берутся только за рытье могилы.
Воронежский некрополь
Сегодня реставрационные работы ведутся на одном из старейших кладбищ города – Терновом.
Некрополь, расположенный в центральном районе города, по праву считается памятником истории XVIII века. Кладбище появилось еще в 1770-х годах. Здесь находятся могилы участников войны 1812 года, Первой мировой. Так, на кладбище захоронены участник итальянского похода Суворова полковник Старков, участник заграничных походов русской армии 1813 – 1814 годов генерал-майор Халютин, участник Бородинского сражения капитан Мяхкой и другие известные личности.
Кладбище закрыли в 30-х годах, а после войны оно сильно пострадало от сноса памятников и разорения могил – от погоста сохранилось лишь несколько надгробий. Терновое не состояло на балансе ни одной из организаций и до сегодняшнего дня было в достаточно запущенном состоянии. Летом текущего года руководством области и города было принято решение реставрировать памятник истории. Проект по сохранению объекта культурного наследия включает в себя реставрацию 37 надгробных плит, очищение и озеленение территории некрополя, создание насыпных дорожек. На финансирование Тернового кладбища запланировали выделить около 18 млн рублей из городского и областного бюджетов.
Сейчас, когда реставрационные работы начались, объект выгладит так:
После реставрации Терновое кладбище планируют внести во все туристические справочники и маршруты города.
Вечеринка в «лодке Харона» удалась
Отроженское кладбище расположено в Левобережном районе города и тесно соседствует с жилыми домами. Оно – тоже достаточно старое и, пожалуй, наиболее запущенное городское кладбище. Появилось Отроженское на своем месте еще в 1908 году, и до сих пор здесь можно обнаружить дореволюционные захоронения. Закрыли кладбище в 60-х, сегодня оно не содержится на балансе какой-либо компании, как и Терновое. Но в отличие от Тернового, Отроженское не является памятником истории, и приобрести надлежащий вид ему, скорее всего, не суждено. Потому местные жители без зазрения совести разводят вокруг кладбища мусорку, а здешние наркоманы выбрали его местом своего «отдыха». Так, на входе нас встречает старая дверь, подпирающая ограду:
Дальше, проходя мимо оград, видим, как места захоронения соседствуют с кучами мусора:
Как на могилах лежат поваленные деревья:
Как развлекаются вандалы:
Трудно не заметить валяющиеся тут и там шприцы и многочисленные пузырьки настойки боярышника:
Апофеозом «нравственности» становится здешняя комната отдыха – синий диван в центре кладбища, рядом с которым толи поджаривали шашлык, толи что-то другое, но ясно одно – «культурные» люди «культурно» отдыхали.
Глядя на кучу старых выключателей, хочется надеяться, что это были электрики – но нет…
Многоконфессиональные «Баки»
Левобережное кладбище в народе прозвали «Баки», потому что оно расположилось недалеко от емкостей нефтехранилища. С виду кладбище выглядит вполне ухожено, в выходные дни здесь всегда можно встретить людей, приехавших убраться на могилах почивших родственников.
Кладбище было открыто в 60-х, и до 2005 года здесь проводились массовые захоронения. На Баках похоронены погибшие в Афганистане и Чечне воины, а также представители различных конфессий, в том числе цыгане. Уже на центральной улице Баков видим сделанные с размахом и от души цыганские склепы. По обычаю этого народа покойников захоранивают вместе с нажитыми ценностями. Ходят слухи, что в склеп одного из цыганских баронов кроме ковров и картин был отправлен дорогой автомобиль. Вероятно, именно эти домыслы сделали цыганские захоронения объектом расхитителей могил.
На Баках есть мусульманский квартал. Правда, на нем опять-таки больше цыганских склепов, нежели могил мусульман.
Особым вниманием на Баках пользуется могила широко известного Юры Хоя (Клинских) – лидера панк-группы «Сектор газа».
Здесь круглый год лежат цветы, а отдать дань уважения автору популярных песен съезжаются поклонники со всей страны. При этом почитатели творчества Хоя не забывают выражать свое уважение и любовь к Юре крупными надписями на здешнем заборе.
В прошлом году надгробная плита была разрушена (толи погодные условия подвели, толи вандалы постарались) – раскололась напополам, и теперь на ее месте – новая. Но прежнюю не выбросили – она стоит, прислонившись к Стене памяти...
Подводя итог нашего обзора, хочется отметить следующее. Бюджет, выделенный на реставрацию или уход за местами захоронений, – условие, несомненно, необходимое для поддержания кладбищ в надлежащем виде. Но необходимо осознавать, что муниципальный бюджет не спасет воронежцев от собственного невежества и безразличия: превращая места памяти в мусорку, мы рискуем в скором времени не обнаружить эту память под кубометрами отходов.