Eщё пару лет назад кладбище на улице Попова было территорией, сплошь покрытой деревьями, частью истории города, и идея немного облагородить и присвоить вышеупомянутое название родилась сама собой. В 2007 году было принято решение о реконструкции и начались работы. За это время кладбище изменилось, прямо скажем, неузнаваемо.
Кладбищенская бутафория
Если теперь взглянуть со стороны главного входа, с улицы 3-го Интернационала (благо, новая ограда даёт для этого прекрасную возможность) то вы увидите, что ровно половины кладбища практически уже нет. Деревья спилены - только пеньки торчат, могилы снесены. А эта часть кладбища, напомним, прежде была достаточно густо "усеяна" крестами и металлическими гробницами. Да, многие их них были заброшены, неухожены. И вот результат беспамятности - теперь могил и вовсе нет, вместо них установлены плиты, на которых написаны по шесть-семь имён совершенно разных людей, когда-то здесь похороненных. Получается даже не братская могила, а довольно жуткая бутафория - "кенотаф по-белгородски".
Здесь же, у входа стоит табличка, извещающая о том, куда можно обращаться по всем вопросам, связанным с благоустройством кладбища и созданием Парка памяти. Обратился с вопросами и "АиФ-Белгород". Мы попали в ритуальное агентство, руководитель которого довольно подробно рассказал нам, куда же делись старые могилы и почему полкладбища очистили от растительности. Оказывается, вариантов "реконструкции" три, их и предлагают обратившимся родственникам на выбор: либо за бюджетный счёт фамилия, инициалы и даты жизни человека заносятся на "плиту памяти", а могила сносится. Либо, если родственники не хотят такой участи для праха близкого человека, за бюджетный же счёт производится перезахоронение. Напомним: Ячневское кладбище уже закрыто, так что к перенесённой могиле надо будет ездить аж за Болховец.
Либо самый интересный вариант - можно могилу оставить в "некрополе", но тогда за собственный счёт требуется установить гранитный монумент соответствующего образца и немалой стоимости. Судя по тому, сколько таких монументов стоит сейчас на образовавшемся пустыре, немногим коренным белгородцам, чьи родные были здесь похоронены, такое по карману.
Газон на могилах
Зато про деревья мы услышали отрадную весть: больше ни одного в пределах кладбища пилить не будут. А спилили, по словам устроителей, "сорные деревья" - американские клёны и плакучие ивы. Зато теперь, по уверению Владимира Коваля, руководителя программы "Зелёная столица" в Белгороде", освободившуюся территорию засадят новыми, несорными саженцами и кустарниками.
Когда работы начинались, чиновники говорили, что администрация Белгорода, понимая историческую и социальную значимость кладбища, взяла на себя ответственность за судьбу этого памятного места, где, как считают краеведы, покоится прах около 75 тысяч белгородцев - простых граждан и ярких личностей, оставивших след в летописи города.
- Люди, которые затеяли эту реконструкцию - это просто нехристи, не имеющие могил своих предков! Они, похоже, перепутали некрополь и поле для гольфа, - возмущаются жители Белгорода. - А оставшиеся надгробия, что ближе к церкви, потихоньку, по одному в неделю, срывают и увозят. Расширяют газончик...
Действительно, как рассказали читатели "АиФ-Белгород", перед Пасхой наведавшиеся на могилы своих родных, многие захоронения закатаны строительной техникой и вовсе без их ведома.