Белгород, 1 ноября – АиФ-Черноземье
Люди бывают разные, одни достигают высот, оставляя след в истории, другие ведут скромное существование, но исход всегда один. Разница лишь в том, сколькие придут к могиле почтить память человека, покинувшего этот мир. Но не все, как известно, являются к надгробиям с поклоном, есть немало желающих выручить за них кое-каких денег на чёрном рынке.
5 из 12 кладбищ закрыты
Как выяснилось, за порядок на кладбищах, согласно распоряжению администрации Белгорода №340 от 2.02.2012, отвечает специализированное учреждение организации похоронного дела МКУ «Горритуалсервис». В его обязанности входит контроль за содержанием и благоустройством территории кладбищ. Однако уборку на всех кладбищах в этом году производит выигравшее тендер МБУ «Управление Белгорблагоустройство».
За подробной информацией «АиФ» обратился к директору МКУ «Горритуалсервис» Пётру Логвинову.
Всего в Белгороде существует 12 кладбищ. На 6 из них разрешены подзахоронения к родственным могилам. Сюда относится самое большое Ячневское кладбище на ул. Портовой и ряд мелких: на ул. Индустриальной, в Старом городе на ул. Трунова и на ул. Константина Заслонова, а также на Кошарском проезде и на ул. Донецкая возле села Пушкарное. В 2010 году было открыто новое кладбище в Юго-Западном районе вдоль объездной дороги на Харьков. Остальные 5: на пересечении ул. Попова и ул. Островского напротив Центрального парка им. Ленина, на пересечении ул. Южной и ул. 8 Марта, на ул. Песчаной, на ул. Корочанской и ул. Кутузова в районе Сокол – по понятным причинам закрыты для каких-либо захоронений. Раньше это была периферийная зона, но со временем город разросся, кладбища оказались в местах массовых скоплений людей и были закрыты. Так, на ул. Попова и ул. Корочанской захоронения запрещены ещё с 1967 года. Именно тогда открылось Ячневское, которое из 160 Га общей кладбищенской площади одно занимает 105 Га. На сегодняшний день оно заполнено примерно на две трети, а это более 90 000 захоронений.
Большое кладбище – большие трудности
Именно Ячнево, по словам Петра Логвинова, является самой проблемной зоной. Огромная территория, разбитая на шесть секторов, простирающаяся почти до горизонта, сплошь усеянная надгробиями. Здесь отведены особые места для захоронений ветеранов Великой Отечественной войны и героев России, для жертв чернобыльской трагедии, знаменитых белгородцев. Есть могилы с особенной историей, к которым часто приносят цветы, а есть и забытые.
Уследить за всем, что здесь происходит четырём штатным единицам охраны просто не по силам. После нашумевшего происшествия с похищенным надгробным крестом именитого белгородского художника Станислава Косенкова на старой аллее почётных захоронений, где расположена его могила, были смонтированы камеры слежения, видеонаблюдение также установлено на главном входе кладбища. Начиная со следующего года, поэтапно видеонаблюдением будет охвачена вся территория Ячнево.
– В этом есть реальная необходимость, – говорит Пётр Логвинов. – Мы не несём ответственности за сохранность могильных сооружений, но тут уж приходится применять особые меры. Ни на одном другом кладбище нет такого объёма хищений надгробий и оград. Причина в том, что Ячнево расположено фактически в городе, здесь постоянно есть посетители. Одна из главных проблем – бомжи. Они то и дело появляются на территории кладбища, пристают к посетителям, просят денег или «сто грамм». Если удаётся их засечь, мы немедленно вызываем полицию. Вандализма сейчас как такового нет, но вот кражи – это ещё одна серьёзная проблема. Мы стараемся идти людям навстречу. Бывает, что у кого-то есть возможность со временем заменить оградку, а старую они оставляют. Если она в пригодном состоянии, то мы предлагаем её тем, кто пострадал от рук преступников. Люди благодарны и такой помощи.
На остальных кладбищах нет большой необходимости в патрулировании: нечистые на руку граждане редко появляются на городских окраинах. Посетители зачастую друг друга знают, по многу лет следят за соседними могилами, приводят их в порядок в случае необходимости. А вот новое кладбище на объездной со следующего года будет обеспечено дневной и ночной охраной.
Кремировать нельзя, хоронить?
На обширной территории Ячневского кладбища есть самые различные могилы. Есть и внушительные гранитные монолиты с портретами в полный рост и покосившиеся деревянные кресты на поросших бурьяном холмиках.
– Мы периодически своими силами устраиваем субботники, – говорит Пётр Логвинов. – Это больной вопрос. В Европе, например, есть закон: если в течение 15 лет (срок, за который происходит полное разложение тела) к могиле никто не приезжает, производится эксгумация останков, их складывают в специальный ящик и перезахоранивают в своего рода братскую могилу с перечнем имён. Освободившееся место отводится для нового захоронения. У нас этого нет, как и кремации. Мне часто приходится сталкиваться с этой темой. На сегодняшний день кремация – самый экологичный и самый экономичный способ. Не нужно даже никаких обелисков, есть ниша, где хранится урна с прахом. Родственники могут её изъять и, к примеру, даже перевезти с собой на новое место жительства.
Отметим, что вопреки мнению многих православных граждан, никаких запретов христианство на этот счёт не имеет. Межу тем, кремация позволила бы решить действительно многие проблемы: финансовые, территориальные и даже пресловутый вопрос с кражами. Стоит также заметить, что в кладбищенскую землю уходит невероятное количество болезней, которые в любой момент могут вырваться наружу. Не так давно, кстати, в Белгороде был разработан план крематория, вот только на его реализацию ни у кого не нашлось «лишних» средств.
Между тем, земля для погребений, как и везде, предоставляется бесплатно. А вот процессом захоронения в Белгороде на сегодняшний день занимаются 16 коммерческих фирм. По словам Петра Логвинова, административное учреждение «Горритуалсервис» лишь оформляет документы на погребение, выделяет участки и, о чём мало кто знает, в любое время осуществляет доставку умерших в морги бесплатно в отличие от предприимчивых частников. В обязанности учреждения также входит оформление погребения безродных граждан. В среднем в год производится около 100 таких захоронений. Только на новом кладбище их уже 140. Со временем родственники всё же находятся, получают информацию о расположении могил и благоустраивают их.
Что касается представителей иных вероисповеданий, никаких заявок на отдельную от православных могил территорию не поступало. Однако на новом кладбище на всякий случай предусмотрены два квартала, рассчитанные на 300 захоронений для мусульман. Здесь же, возможно, по просьбам белгородцев будет отведено место для родовых захоронений.