Тамбов, 9 октября – АиФ-Черноземье
О книге
– Марина Александровна, как возникла идея написать книгу?
– Спасо-Преображенский собор – главный памятник первой площади Тамбова – не мог не привлечь моего внимания. Написала о нём статью в альманах «Тамбовская старина». Её прочитал владыка Феодосий, заинтересовался и попросил продолжить исследования. Начала работать в архиве, собирать материал, который постепенно разрастался и перерос в монографию. Площадь имеет 376-летнюю историю. Она является ровесницей города Тамбова, строительство которого началось с закладки деревянного Спасо-Преображенского собора. Потом стали возводить стены крепости, состоявшей из двух частей – кремля и острога. По оси север-юг кремль ограничивался речкой Студенец и современной улицей Коммунальной, запад-восток – современной улицей Советской и Цной.
– Всегда ли историческая площадь носила название Соборной?
– В разное время площадь имела разные названия: Наместническая, Дворцовая, Соборная, Питиримовская, Октябрьская. И размеры её были разными.
Из истории кафедрального собора
– А собор? Он ведь, как я понимаю, в XVII веке стоял в Кремле? Какое он имел значение?
– Соборные церкви тогда имели не только культовое значение, но были культурными и административными центрами городов. В них перед горожанами, собиравшимися на богослужения, оглашались царские указы, разъяснялось значение происходивших в стране событий. В соборах хранились главные святыни городов, старинные документы. Здания соборных храмов, которые возводились по законам фортификационного искусства, порой становились местом последнего прибежища для жителей крепостей, когда в них врывался неприятель. Одним словом, значение соборов в то время трудно переоценить.
Я упомянула о том, что в 1636 году возвели первый деревянный собор. Потом, в 1680-х годах, построили второй деревянный, более представительный, кафедральный. И, наконец, в 1694 при святителе Питириме стали возводить каменный собор, который стоит до сих пор. Кстати, его строительство затянулось на 100 лет из-за нехватки средств.
– Почему же начали строительство, не имея на него достаточных средств?
– Когда приступали к стройке, средства, очевидно, были. Но потом начались Азовские походы Петра I. Как известно, первый из них был неудачным, и Пётр, готовясь ко второму, стал строить военный флот. Он обязал и церковь возводить корабли на свои средства. Из документов известно, что Тамбовская епархия строила в Воронеже галеру. По тем временам это было очень дорого, тем более что делать её подрядились иностранцы. Видимо, все средства тогда шли на эту работу. А потом для епархии настали ещё более тяжёлые времена - она была на какой-то период присоединена к Рязанской кафедре.
– В прошлом году на Соборной площади провели археологические раскопки. Что нового они открыли?
– Раскопки проводились с целью обнаружения фундамента колокольни, возведённой на народные пожертвования в 1812 году. В 1930, на волне борьбы с религией, она была снесена, а теперь восстанавливается на своём историческом месте как памятник Отечественной войне 1812 года. Во время раскопок открыли фундамент колокольни, часть основания второго по времени собора и фрагменты цветных изразцов от облицовки печей московского производства.
Как «подружить» старое с новым
– Как вы думаете, сочетаются ли по архитектурному облику строящаяся колокольня и мемориал Вечного огня?
– Ответ на вопрос о том, как можно достичь единства архитектурных форм, принадлежащих разным эпохам и стилям, даёт мировой опыт. К примеру, такие крупнейшие центры Европы, как Рим, Париж, Прага застраивались на протяжении многих столетий. Сегодня они отличаются «многостильем», но при этом каждый из них не потерял своей индивидуальности, своего лица.
– Имеют ли мемориал Вечного огня и собор с колокольней единое содержание и форму?
– Конечно, имеют. Содержанием и мемориала, и колокольни является память об исторических победах в двух Отечественных войнах – 1812 и 1941-1945 годов. А форма… Посмотрите на памятник Вечного огня. Его форма не выдумана. Она почти в точности повторяет форму ротонды Спасо-Преображенского собора, только у него нет купола и стен. То есть, я хочу сказать, что существует повторяемость отдельных элементов в постройках разных стилей. Эта повторяемость зрительно «работает», как рифма в стихотворении, и помогает зрительно соединять части в единое целое. Словом, постройки Соборной площади разных стилей не противоречат друг другу.