Тамбов, 9 октября – АиФ-Черноземье
О книге
– Марина Александровна, как возникла идея написать книгу?
– Спасо-Преображенский собор – главный памятник первой площади Тамбова – не мог не привлечь моего внимания. Написала о нём статью в альманах «Тамбовская старина». Её прочитал владыка Феодосий, заинтересовался и попросил продолжить исследования. Начала работать в архиве, собирать материал, который постепенно разрастался и перерос в монографию. Площадь имеет 376-летнюю историю. Она является ровесницей города Тамбова, строительство которого началось с закладки деревянного Спасо-Преображенского собора. Потом стали возводить стены крепости, состоявшей из двух частей – кремля и острога. По оси север-юг кремль ограничивался речкой Студенец и современной улицей Коммунальной, запад-восток – современной улицей Советской и Цной.
– Всегда ли историческая площадь носила название Соборной?
– В разное время площадь имела разные названия: Наместническая, Дворцовая, Соборная, Питиримовская, Октябрьская. И размеры её были разными.
Из истории кафедрального собора
– А собор? Он ведь, как я понимаю, в XVII веке стоял в Кремле? Какое он имел значение?
– Соборные церкви тогда имели не только культовое значение, но были культурными и административными центрами городов. В них перед горожанами, собиравшимися на богослужения, оглашались царские указы, разъяснялось значение происходивших в стране событий. В соборах хранились главные святыни городов, старинные документы. Здания соборных храмов, которые возводились по законам фортификационного искусства, порой становились местом последнего прибежища для жителей крепостей, когда в них врывался неприятель. Одним словом, значение соборов в то время трудно переоценить.
Я упомянула о том, что в 1636 году возвели первый деревянный собор. Потом, в 1680-х годах, построили второй деревянный, более представительный, кафедральный. И, наконец, в 1694 при святителе Питириме стали возводить каменный собор, который стоит до сих пор. Кстати, его строительство затянулось на 100 лет из-за нехватки средств.
– Почему же начали строительство, не имея на него достаточных средств?
– Когда приступали к стройке, средства, очевидно, были. Но потом начались Азовские походы Петра I. Как известно, первый из них был неудачным, и Пётр, готовясь ко второму, стал строить военный флот. Он обязал и церковь возводить корабли на свои средства. Из документов известно, что Тамбовская епархия строила в Воронеже галеру. По тем временам это было очень дорого, тем более что делать её подрядились иностранцы. Видимо, все средства тогда шли на эту работу. А потом для епархии настали ещё более тяжёлые времена - она была на какой-то период присоединена к Рязанской кафедре.
– В прошлом году на Соборной площади провели археологические раскопки. Что нового они открыли?
– Раскопки проводились с целью обнаружения фундамента колокольни, возведённой на народные пожертвования в 1812 году. В 1930, на волне борьбы с религией, она была снесена, а теперь восстанавливается на своём историческом месте как памятник Отечественной войне 1812 года. Во время раскопок открыли фундамент колокольни, часть основания второго по времени собора и фрагменты цветных изразцов от облицовки печей московского производства.
Как «подружить» старое с новым
– Как вы думаете, сочетаются ли по архитектурному облику строящаяся колокольня и мемориал Вечного огня?
– Ответ на вопрос о том, как можно достичь единства архитектурных форм, принадлежащих разным эпохам и стилям, даёт мировой опыт. К примеру, такие крупнейшие центры Европы, как Рим, Париж, Прага застраивались на протяжении многих столетий. Сегодня они отличаются «многостильем», но при этом каждый из них не потерял своей индивидуальности, своего лица.
– Имеют ли мемориал Вечного огня и собор с колокольней единое содержание и форму?
– Конечно, имеют. Содержанием и мемориала, и колокольни является память об исторических победах в двух Отечественных войнах – 1812 и 1941-1945 годов. А форма… Посмотрите на памятник Вечного огня. Его форма не выдумана. Она почти в точности повторяет форму ротонды Спасо-Преображенского собора, только у него нет купола и стен. То есть, я хочу сказать, что существует повторяемость отдельных элементов в постройках разных стилей. Эта повторяемость зрительно «работает», как рифма в стихотворении, и помогает зрительно соединять части в единое целое. Словом, постройки Соборной площади разных стилей не противоречат друг другу.
"Пещерку" откопали полностью
Генерала Ермолова хоронили дважды?
«Лицо города не охраняется». Краевед об утрате памятников Воронежа
Под снос? Какова судьба дома дворянки Ребининой в Белгороде
Охраняя, восcтанавливаем памятники культуры