Орёл, 23 октября – АиФ-Черноземье
Ведь они по-прежнему остаются одной из наиболее социально уязвимых групп населения нашей страны. Им неимоверно трудно получить образование, найти работу, не всегда доступна медицинская помощь. О том, легко ли жить человеку с ограниченными возможностями в современном обществе, газете «АиФ-Орёл» рассказал Андрей ПЕТРУХИН, инвалид II группы.
Случиться может с каждым
«АиФ»: – Андрей, расскажи, как ты жил до аварии?
А.П : – Я родился здоровым, крепким парнем. И был как все. Учился в школе, играл с ребятами в футбол, ходил на дискотеки, собирался поступать в институт. В общем, ничем не отличался от своих сверстников.
Но однажды произошла беда. Меня сбила машина. Очнулся уже в больнице, под капельницей и в бинтах. С этого дня началась моя борьба за жизнь. Каждый день стал испытанием. Снова встать на ноги, научиться ходить, начать разговаривать. Голову распирали мысли: а как же дальше? Всё, что происходило, казалось мне ужасным сном. И я закрывал глаза в надежде проснуться здоровым. Но чудо так и не произошло. Пришлось смириться с тем, что теперь я не такой, как все.
«АиФ»: – Что изменилось в твоей жизни после того, как ты встал на ноги?
А.П : – На восстановление потребовался почти год. Жизнь перевернулась вверх дном. Изменилось практически всё. И в первую очередь - отношение людей. Правду говорят, что друг познаётся в беде. После аварии круг общения изменился почти полностью.
Конечно же, первое время было очень тяжело. Меня обуревала злость, беспомощность, депрессия. Многие люди, оказавшись в подобной ситуации, опускают руки, замыкаются в себе и не видят больше смысла жизни. И это зачастую из-за отношения окружающих. В России на инвалидов до сих пор здоровые люди смотрят как на диковинку, могут даже пальцем показать. И это притом, что мы живём в XXI веке!
«АиФ»: – А что тебе цепляет больше всего?
А.П : – Я не люблю, когда меня жалеют. Это угнетает и лишний раз заставляет чувствовать себя человеком второго сорта. Таким, как я, нужна не жалость, а поддержка, уважение. Не надо ставить на нас крест и выкидывать на обочину жизни. Среди инвалидов много тех, кто добился высоких результатов в различных сферах жизни именно благодаря поддержке и вере близких. Самое лучшее, что могут сделать окружающие, - быть терпимее и относиться к нам спокойно, как к равноправным членам общества. Ведь трагедия может случиться с каждым.
Право на счастье
«АиФ»: – Что тебе помогло принять себя таким, какой ты есть?
А.П : – Силы на борьбу с собой, с негативным отношением окружающих, возникающими трудностями я черпаю из своего жизнелюбия и живости характера. Я стал замечать вещи, на которые никогда не обращал внимания, ценить каждый день.
А ещё не давать слабинку помогает злость. Я пытаюсь доказать себе и окружающим, что люди с ограниченными возможностями имеют право на счастье и место в этой жизни. Поэтому, как только я восстановился после аварии, то поступил в университет на исторический факультет, стал больше времени уделять саморазвитию. Правда, после окончания вуза столкнулся с тем, что учителем я работать не смогу. Но опускать руки и жить на пенсию по инвалидности не собирался, поэтому встал на биржу. А чтобы отстаивать свои права и иметь возможность конкурировать на рынке труда, я поступил на юридический факультет.
«АиФ»: – Легко ли человеку с ограниченными возможностями устроиться на работу?
А.П : – Это практически невозможно. В нашей стране инвалиду, в лучшем случае, может подвернуться подработка. Например, я полгода стоял на бирже труда по программе социальной реабилитации. За это время для меня нашли только одну вакансию – оператор в электросетях. Но когда я пришёл устраиваться на работу, это место, которое было специально предназначено для инвалидов, неожиданно сократили.
Несмотря на неудачу я не хотел быть обузой для родителей, поэтому начал искать работу самостоятельно. Ходил в различные организации, звонил. Например, в почтовое отделение требовался сотрудник, но мне там отказали. И было понятно, что это не из-за того, что якобы место уже занято, а просто потому, что я инвалид. То же самое повторилось в краеведческом музее. А местный депутат предложил работу дворника. Меня это возмутило и обидело. Даже несмотря на инвалидность, всё-таки у меня высшее образование, и поэтому я могу быть полезен в различных профессиях, которые разрешены мне по медицинским показаниям.
Верить в себя
«АиФ»: – Я знаю, что при этом ты не опустил руки и нашёл работу?
А.П : – Да, действительно. Правда, на её поиски потребовалось почти пять лет. Сегодня я работаю копирайтером в Интернете, то есть пишу для заказчиков различные тексты. За это получаю зарплату, чувствую себя востребованным и не теряю надежды устроиться в организацию. Ведь по большому счёту, для таких людей, как я, важно работать в коллективе, необходимо общение. Ведь в четырёх стенах можно сойти с ума.
В нашей стране на инвалидов давно махнули рукой. Не везде есть пандусы, специальная техника для них, нет рабочих мест. У нас общество, как в советское время, пытается не решать проблемы, а делать вид, что их попросту нет. Например, недавно закрыли реабилитационный центр в моём родном Мценске, где за символическую плату могли заниматься спортом люди с ограниченными возможностями. А в обычные фитнес-клубы инвалидов на те же самые тренажёры не пускают. Скажите, это справедливо?
«АиФ»: – Андрей, несмотря ни на что, ты сохраняешь активную жизненную позицию, работаешь, занимаешься спортом. Дай совет тем, кто столкнулся с подобной ситуацией?
А.П : – Главное - верить в себя и не опускать руки. За жизнь нужно бороться и отстаивать свои права, даже если кажется, что выхода нет. Знаю на собственном опыте – выход есть всегда. Надо просто уметь держать любой удар судьбы!