Воронеж, 10 декабря – АиФ-Черноземье
Сегодня мы расскажем о людях, прикованных к инвалидному креслу, но вопреки всему продолжающих творить, работать и любить эту жизнь.
Не загнивать заживо
Первая в СССР Чемпионка мира по прыжкам на батуте, трёхкратная чемпионка Европы и трёхкратная чемпионка Советского Союза Светлана Левина получила тяжелейшую травму на взлёте карьеры. Несчастье случилось 10 марта 1977 года на тренировке во время выполнения двойного сальто с пируэтом. Светлане тогда было 19. Полтора года Левину лечили. Как говорит сама Левина, постепенно она «превращалась из амёбы в человека», училась сидеть, самостоятельно чистить зубы, держать авторучку, есть левой рукой, пользоваться телефоном.
В 1985 году Светлана даже закончила пединститут. С тех она пор преподает английский на дому. Освоила компьютер -
водит «мышкой» не пальцами, а ладонью. Общается на сайтах, ведёт переписку, ищет материалы для работы. Года три назад она начала готовить ребят к ЕГЭ по русскому и обществознанию, покупала тесты, учебники, пособия...
АиФ: – Светлана Васильевна, как вам удалось в вашем состоянии освоить профессию и заняться любимым делом?
С.В.: – Про меня говорят, что у меня есть сила духа, но это, наверное, не всё. Мне повезло хотя бы в том, что я получила травму, когда моя мама вышла на пенсию. Она меня выхаживала, потом сестричка Галя, сейчас - супруг Алексей. У меня было много родственников, преданных друзей. Все они помогали, вытаскивали с того света. А если взять человека, у которого никого нет? И что будет с его силой духа, когда некому поднять, подать еду, просто поддержать? Тогда любая сила будет на нуле. Ведь прикованный к постели человек - это фактически грудной ребёнок, за которым нужен уход. А в нашей стране тем, кто ухаживает, а значит, бросает свою работу, платят всего 1200 рублей в месяц! Как жить на эти копейки?!
АиФ: – И ведь уход за лежачими больными не из лёгких…
С.В.: – Не то слово! Парализованного нужно кормить, поворачивать в постели, делать перевязки, чтобы не было пролежней. Самая тяжёлая тема - это туалет, потому что у всех парализованных нарушена функция тазовых органов. Соцработник может только сходить в магазин, в аптеку, убрать квартиру. Уходом соцработники не занимаются. Сколько я видела людей, которые гниют заживо, потому что за ними некому ухаживать! И это страшная вещь! Должна быть государственная помощь и специальные организации, как за границей. Лежачим нужны человеческие условия! Деньги, чтобы жить в платном доме инвалидов или платить сиделке по 25 000 рублей в месяц, мало у кого есть.
АиФ: – Здоровье как рулетка – сегодня есть, завтра нет. Что посоветуете людям, которые, узнав, что стали инвалидами, пребывают в шоке?
С.В.: – Шоковое состояние бывает у всех, потому что всё рушится. Но когда проходит шок, человеку хочешь-не хочешь нужно искать себя, решать – для кого и для чего жить дальше. Замыкаться на себе нельзя ни в коем случае. Это ни к чему хорошему не приведёт. Не отдавая себя другим, ощущения жизни не получишь. У меня есть ученики, есть внучатые племянники. И мы с мужем Алексеем, а мы вместе уже 15 лет, берём их четверых с собой в деревню на лето, чтобы набираться здоровья, дышать свежим воздухом, отдыхать. Там река Битюг. Лучше всякого санатория. Моё дело – за детьми присматривать, воспитывать, учить жизни. В общем, нужно найти, для кого и для чего жить. Найти людей, которым ты нужен. Это и поможет обрести себя. Эта подсказка пойдёт из сердца, из головы, от окружения. Конечно, могут быть и моменты отчаяния. Но это будет не главное, главное – найти возможность что-то делать, быть полезным другим и не озлобляться. А ещё нужно думать о Боге. Я всегда говорю, что высшая сила есть, я чувствую её рядом с собой на протяжении многих лет. Без неё у человека ничего не получится…
Кросс на инвалидной коляске
До падения в 1996 году с дерева, из-за чего случился разрыв спинного мозга, Владимир Иванович Спесивцев работал строителем. «Слава богу, что руки целы, – утешал себя он, оказавшись в инвалидном кресле, – и голова». В Центре реабилитации инвалидов освоил профессию педагога и сейчас там же преподает компьютерную графику. В прошлом году выучился на психолога и социального педагога.
– Относительно новой специальности – планов никаких, это дополнение к текущей работе, ведь преподаватель должен быть и психологом, – улыбается Владимир Иванович. – После того, как «сломался», выкарабкался в большей степени благодаря жене. За что Татьяне буду вечно благодарен. У меня двое детей. Дочь и сын, оба окончили строительную академию, работают. А когда случилось несчастье, они были маленькие, их надо было ставить на ноги, что-то придумывать. В первый год я интенсивно занимался спортом, думал быстрее восстановиться, но быстро только ломаются. Был вариант ехать на параолимпийские игры в Сидней, но потом предложили работу в Центре реабилитации.
Работая в Центре, Владимир Иванович ездит домой только на выходные. Далеко.
– На своем хэндбайке (ручной трёхколёсный велосипед из Америки. – Ред.) 18 км по окружной дороге наматываю, – рассказывает преподаватель. – Дома нужна помощь сына или соседей, чтобы подняться в квартиру, а спускаюсь я сам.
Владимир Иванович – мужчина активный, увлекается изготовлением ножей, спортом, сбором грибов. Недавно принял участие в российском чемпионате по компьютерному многоборью среди пенсионеров, попал в число награждённых за лучшую презентацию и даже заработал ноутбук. А ещё Спесивцев ежегодно участвует в Кроссе нации. На ручном велосипеде часто завоёвывает первые места. В последний раз, чтобы пробежать километр дистанции, пришлось промотать 25 км туда и столько же обратно – соревнования перенесли за город, но это не спугнуло спортсмена с несгибаемым характером...
Он даже подумывал с помощью альпинистского снаряжения сделать для себя подъёмники, чтобы взбираться на второй этаж, где находится его квартира. Но дети, узнав об этом, отговорили.
– Наехали на меня по полной программе! Сказали: неужели мы тебе не поможем подняться? – улыбается Спесивцев. – А вообще по поводу помощи инвалидам можно говорить много, но хотя бы в малом шли навстречу: например, ставили пандусы. Не такая уж и дорогая вещь – а какое облегчение!
Услышав просьбу дать советы людям, оказавшимся в аналогичной ситуации, Владимир Иванович вздыхает:
– Советы давать – неблагодарное дело. Всё зависит от человека. Может и здоровый всю жизнь на печи лежать. А заняться всегда чем-то можно. В моём понимании инвалид – это не тот, кто потерял свободу передвижения, а тот, кто не дружит с головой. Важно обрести себя. Оглядываясь назад, могу сказать, что главные мои достижения – это семья и то, что я нашёл себя в работе.