В Орле сегодня действуют 7 кладбищ. Возраст некоторых из них превышает 200 лет. И по последним данным инвентаризации, на кладбищах обнаружено большое количество заброшенных могил, за которыми никто не ухаживает многие годы. Для того чтобы выявить владельцев захоронений, теперь на участках устанавливаются информационные таблички на желтом фоне. И по истечении 2 лет с момента установки таблички специальная комиссия будет решать вопрос о дальнейшем использовании участка.
Не ухоженность захоронений во многом объясняется тем, что, например, в позапрошлом году отсутствовал муниципальный контракт на уборку городских кладбищ. За это время на них скопилось около 6000 кубометров мусора. Часть его удалось убрать – для этого привлекались, в том числе студенты и учащиеся профтехучилищ. Однако недостаточное финансирование даёт о себе знать.
Разбитые плиты
Одним из ярких примеров человеческого и чиновничьего безразличия служит старое еврейское кладбище в Орле. Полвека назад обширное и благоустроенное, сегодня оно отдано на потребу вандалам.
Перед глазами предстаёт ужасная картина: разбитые надгробные плиты, разрытые могилы, кости, кучи мусора, который без стеснения сбрасывают владельцы окрестных гаражей.
На многих надгробиях можно разглядеть буквы на иврите.
– Это одно из самых старых кладбищ в Орле, – рассказывает Виктор ЛИВЦОВ, председатель орловского отделения Общества охраны памятников. – По архивным данным, в 40-х годах XIX века для погребения умерших евреев городскими властями был отведён участок за городом, на крутом берегу Оки. На уцелевших надгробных камнях действительно находят даты середины позапрошлого века. К концу XIX – началу XX века еврейская община в Орле стала довольно обширной. У кладбища появились ограда и молитвенное здание.
Кладбище просуществовало полтора века и 25 августа 1962 года, по решению орловского горсовета, было закрыто. Желающие могли перенести захоронения своих родственников, но во время Великой Отечественной погибло множество орловских евреев, и позаботиться об останках стало почти некому. С тех пор еврейского кладбища в Орле официально не существует.
Городская администрация отказывается иметь к этому какое-либо отношение, не может помочь даже техникой, но против благоустройства территории общиной ничего не имеет. Еврейское кладбище даже отмечено на архитектурном плане города. А вот гаражей, которые активно строятся рядом, на плане нет…
Навести порядок
Но на этом проблемы не заканчиваются. Так, в ходе проверки прокуратуры выяснилось, что официально закрытое с 1997 года Лужковское кладбище продолжает расширяться и давно вышло за отведенные ему границы. В мэрии Орла отсутствует план этого кладбища с указанием его границ. Нет в городе и основополагающего документа, который регламентировал бы правила содержания кладбищ. За все время существования Лужковского кладбища здесь так и не было создано дренажной системы, забора по периметру и защитной зоны зеленых насаждений.
По словам Ирины Булгаковой, помощника орловского межрайонного природоохранного прокурора, в результате попустительства соответствующих служб мэрии за официальной границей кладбища – в сосновом массиве, являющемся местом массового отдыха горожан, только за два года произведено более 300 захоронений.
Есть ли выход?
В 2011 году на уборку городских кладбищ из муниципального бюджета было выделено 4 млн 589 тыс. рублей. И это при том, что по расчетным данным, выполненным на основании рекомендации Федерального центра ценообразования, экономически обоснованная стоимость работ по благоустройству и содержанию городских кладбищ должна составлять в год не менее 10 млн рублей. Не мудрено, что выделенные средства были исчерпаны ещё летом.
Спасло ситуация только то, что компания обслуживающая городские кладбища,
выполняла работы за свой счёт.
Но все прекрасно понимают, что такое развитие ситуации ни к чему хорошему не приведёт. Какие же действия предпримут чиновники, покажет только время.