Воронеж, 26 февраля – АиФ-Черноземье
О том, как наши женщины сражались за Воронеж в годы Великой Отечественной войны, рассказывает Ольга Клименко, старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Воронежского областного краеведческого музея.
Неженское дело
Вообще, война – дело не женское. Не принято как-то девушке летать на истребителе или стрелять из пулемёта. Но жизнь иногда поворачивается таким образом, что ничего другого и не остаётся. Поэтому история Великой Отечественной войны знает множество случаев, когда в бой вступали девушки. Они тоже совершали подвиги, спасали людей и погибали за Родину.
– Девушки служили медсёстрами, миномётчицами, связистками, наводчицами, зенитчицами, пулемётчицами, – рассказывает Ольга Клименко. – В Воронеже располагалась 3-я дивизия противовоздушной обороны (ПВО), которая прикрывала город с воздуха и боролась с немецкими самолётами. Большинство её личного состава – женщины. У нас в 30-е годы был очень развит интерес к авиации. Многие девочки прошли через авиаклубы, был таковой и в Воронеже. А если есть кадры, то почему бы их не использовать? Имелась и другая причина, правда, об этом не принято говорить: мужчин не всегда хватало, поэтому женщин брали туда, где не требовалось большой физической силы и выносливости.
К примеру, в танковые войска девушка не смогла бы попасть. Хотя известен случай, когда женщина заменила своего погибшего мужа-танкиста. Но это скорее исключение из правил.
За Родину!
Многие девушки отличились в войну. Например, каждый воронежец слышал о Лидии Рябцевой. Её именем названа одна из улиц города.
– Лида Рябцева служила в 4-м зенитном полку, – говорит Ольга Кузьминична. – Когда шли бои за Воронеж, установка Лидии Рябцевой сбила два немецких самолёта, но после было прямое попадание в неё саму. Она погибла в том же бою 15 июля.
Некоторые девушки вступали в ряды бойцов совсем юными. Когда 121-я дивизия попала в окружение в районе Отрожки, ряды защитников Родины пополнила 16-летняя Катя Крестникова, которая тогда только окончила девятый класс. Она пошла добровольцем в эту дивизию и стала связисткой. Катя воевала за свой родной город, дошла до Киева, где была тяжело ранена – ей пришлось ампутировать ноги. После войны она вернулась в Воронеж, жила и работала здесь.
– Подвиги некоторых девушек можно описать в двух словах, но при этом они играли очень важную роль, – отмечает Ольга Клименко. – В июле 1942 года был бой в районе бывшего аэропорта. Командир взвода погиб, бойцы дрогнули, и тогда 19-летняя санинструктор Антонина Беспалова первой поднялась в атаку, заменив убитого командира. Мужчины потянулись за ней. А Антонина в том бою погибла…
После того как Воронеж освободили, воздушные бои продолжались весь 1943 год. Линия фронта проходила недалеко от города, Воронеж находился в зоне действия немецкой авиации. 586-й женский авиационный полк, который до этого служил в Сталинграде, прикрывал город с воздуха. Командиром эскадрильи была Раиса Беляева. В июле 1943 года во время воздушного налёта она подбила немецкий самолёт, но и её самолёт был повреждён, она попыталась посадить его, но погибла.
Задействовали девушек и в другом, не менее опасном военном деле: их брали в минёры.
– Когда Воронеж освободили, он был весь заминирован, – рассказывает Ольга Кузьминична. – Воинским частям прокладывали тропинки, а когда город открыли, то первыми в него вошли минёры и руководство города.
На опасную работу обычно набирали подростков и девушек. Они ходили по городу с миноискателями, а потом оставляли на проверенных объектах надписи: «Осмотрено, мин не обнаружено». Только после этого в город могли войти мирные жители. Так, в 1943 году в Воронеже обезвредили
400 тысяч мин!
Кстати, очень долгое время минёры не считались участниками войны. А ведь они тоже рисковали жизнью. Минёры получили заслуженный статус только в 1999 году, но до сих пор многие из них так и не смогли доказать, что участвовали в разминировании городов.
Спешат на помощь
Но, конечно, больше всего женщин служило в медсанбате. Они выходили на поле боя, чтобы помочь раненым.
– Зина Туснолобова была санинструктором в 303-й стрелковой дивизии, – рассказывает Ольга Клименко. – За полгода боёв под Воронежем она вынесла с поля боя 128 раненых. Зимой 1943 года, уже за пределами нашей области, в Горшечном, когда она помогала раненому солдату, пуля попала ей в ногу. Она не могла двигаться, пролежала несколько часов на снегу среди трупов, была сильно обморожена. Её нашли наши разведчики и отправили в госпиталь. Там ей ампутировали ноги и часть руки.
Зина Туснолобова была удостоена не только звания Героя Советского Союза, но и международной награды медсестёр Флоренс Найтингейл. На многих танках, самолётах, орудиях вскоре появился лозунг «За Зину Туснолобову». Эта бесстрашная, сильная девушка написала письмо-призыв к воинам:
«…И я прошу вас, родные: когда пойдёте на штурм, вспомните обо мне! Вспомните – и пусть каждый из вас убьёт хотя бы по одному фашисту!».