Примерное время чтения: 6 минут
117

Липчане встречают православную Пасху

Липецк, 4 мая – АиФ-Черноземье

В воскресенье православные будут отмечать один из самых главных христианских праздников – Пасху. Это день, в который совершилось перехождение от смерти – к жизни, от земли – к Небу. О таинствах и традициях праздника рассказывает гость «АиФ-Липецк» протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» при молодёжном отделе Липецкой и Елецкой епархии.

Время на подготовку

АиФ: – Отец Димитрий, расскажите, как подготовиться к празднику святой Пасхи?

Д.С.: – Для подготовки к празднику Пасхи существует Великий пост. Но нужно правильно понимать его смысл. В обществе пост часто воспринимается как отказ только лишь от определённого рода пищи. На самом деле пост – целая система, включающая не только ограничения в еде, но и главное – усиление напряжения в духовной жизни: большее время и силы, затрачиваемые на молитву, чтение Писания, участие в таинствах Церкви, воздержание от развлечений и некоторых удовольствий. 

АиФ: – Но разве поститься уже не поздно?

Д.С.: – Начать поститься не поздно никогда, даже если до Пасхи остались считанные дни. Но благословение причащаться на Пасху в таком случае может быть дано как исключение – при наличии серьёзного раскаяния в грехах, в том числе в грехе игнорирования поста, с намерением в дальнейшем их исправить – соответственно стараясь последующие посты соблюдать, как следует.

АиФ: – Казалось, что древние каноны не допускают послаблений?

Д.С.: – Древние каноны допускают послабления в посте по причине болезни или при каких-то серьёзных обстоятельствах, когда поститься невозможно. Но современная пастырская практика зачастую опирается на принцип снисхождения к немощам не только телесным, но и духовным. Кстати, Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих обращений к духовенству Москвы рекомендовал по мере возможности причащать на Пасху всех желающих. Наша задача – искать повод не для того, чтобы отогнать человека от Чаши, а, наоборот, чтобы благословить его на причастие. 

Не христианский обычай

АиФ: – Как правильно праздновать Светлое Христово Воскресение?

Д.С.: – Для человека православного в соединении с Воскресшим Христом через таинство причастия и заключается главный смысл праздника Пасхи. Все остальные традиции, в том числе и освящения пасхальной снеди, – второстепенные. Кстати, освящать на Пасху можно не только куличи и яйца, но и мясные продукты, только делать это нужно во дворе: заносить в храм такую пищу нельзя. 

АиФ: – А когда нужно освящать пасхальную еду?

Д.С.: – Освящение пасхальной снеди совершается накануне Пасхи. Но также это можно сделать по окончании пасхального богослужения, которое начинается, как правило, в полночь и длится до трёх-четырёх часов утра. В нашем храме (иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» на улице Ушинского, в здании бывшего кинотеатра «Металлург») накануне службы – в 22.00 – начнётся исповедь и чтение канонов молитв к Причастию. 

АиФ: – Почему нельзя на Пасху ходить на кладбище?

Д.С.: – Правильнее говорить не о запрете, а о неуместности посещения кладбищ в день, когда никакая печаль не должна заслонять от нас свет Воскресения Христова. До революции существовал обычай посещать могилы усопших на десятый день Пасхи – Радуницу. В советский период многие христианские традиции оказались забыты. Однако в сознании людей осталось некое смутное религиозное чувство, которое взывало к потребности каким-то особым образом провести этот день. Оно наложилось на такое же смутное воспоминание о посещении кладбища, а то, что делалось это не в первый день Пасхи, таких тонкостей человек, оторванный от христианских традиций, не знал. Лет десять назад меня пригласили в одно село провести беседу со школьниками. Я спросил ребят, чему посвящён праздник Пасхи. Они ответили: «Мёртвым, посещению кладбищ». Это страшный пример отрыва советских и постсоветских религиозных обычаев от христианских корней.

Выбор всегда есть

АиФ: – Многие сегодня не посещают церковь, но при этом считают себя верующими. Правы ли они в своих убеждениях?

Д.С.: – Христианства нет без церкви – этот принцип придуман не нами, он заложен в самих основах христианского вероучения. То, что сейчас мы наблюдаем, и есть незнание этих основ. В результате рождаются неверные представления о том, что можно считать себя православным только по факту крещения и понимания существования чего-то «над нами». 

АиФ: – Но разве священники сами своим порой, мягко скажем, неподобающим поведением не отталкивают прихожан от церкви?

Д.С.: – Да, «от них же первый есмь аз». Но я бы не стал всю вину перекладывать на священников. У человека есть выбор, на какой пример обращать внимание, и он зависит от того, какая цель преследуется: искать истину в православии или стараться её опровергнуть. Как-то одна прихожанка рассказала мне случай, который произошёл с ней до того, как она пришла к вере. Подруга предложила ей сходить в церковь. В назначенный день она зашла за ней, а той вдруг жутко не захотелось куда-то идти. Но вместо того чтобы честно сказать об этом, она начала вспоминать все сплетни, которые слышала о настоятеле храма. Только спустя какое-то время она смогла себе признаться, что дело было не в грехах священника. 

АиФ: – Как же вернуть людей в лоно церкви? 

Д.С.: – Можно надеяться только на то, что, если мы будем не только словами, но и своим примером помогать людям прийти ко Христу не как к некому абстрактному представлению о «Боге в душе», а к реальному Христу, который преподаёт себя верным в таинствах Церкви, хоть немного возрастёт количество тех, кто в Пасхальную ночь не будет отсыпаться перед походом на кладбище, а будет готовиться к соединению с Господом в таинстве причастия.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах