Воронеж, 28 мая – АиФ-Черноземье
Представители правящей династии бывали в Воронеже не раз. Встречали венценосных особ с помпой – в этом плане со стародавних времён мало что изменилось.
Пожалуйте к столу!
На Воронеж «положил глаз» ещё Петр Великий, избрав наш город для строительства военно-морского флота. Характер у первого русского императора был таков, что ему самому хотелось везде поучаствовать. Потому у нас Пётр I был гостем частым.
Справка | |
---|---|
■ После революции 1917 года Императорский дом Романовых лишился своей политической силы и утратил статус государственного учреждения. Но до сих пор он сохранил статус исторической корпорации, живущей по своим законам. ■ В Воронеже бывали Александр I, Николай I, Александр II. Останавливались важные гости в доме Тулиновых. ■ На нынешней площади Черняховского построили часовню и освятили её в память об Александре II. ■ В 1911 году на месте бывшего общественного колодца (в нынешнем квартале школы № 35) открыли памятник императору Александру II. По преданию из этого колодца поили лошадей Александра, когда он в 1837 году посещал Воронеж. ■ Замок в Рамони принадлежал яркой представительнице дома Романовых – Евгении Максимилиановне. Имение ей подарил Александр II на свадьбу. Принцесса обустроила там водонапорную башню, столовую, лечебницу для местных жителей и железную дорогу. ■ Евгения Максимилиановна открыла в Рамони конфетную фабрику – одну из первых в России. Там использовалось ноу-хау того времени – паровые машины. Продукция фабрики получила всемирное признание. ■ В Рамони часто останавливались представители императорского дома. В их числе – Великий князь Константин Константинович – поэт, драматург и переводчик, автор нескольких стихотворных сборников, неизменно подписывавший свои произведения «К. Р.». ■ Наш земляк – художник Павел Шмаров – был придворным художником Николая II. |
К приезду царственной особы и его свиты готовились тщательно. Особенно важным пунктом, видимо, считался провиант. Взять, к примеру, визит царя в Воронеж в 1701 году. Об этом посещении нам рассказал Николай Комолов, историк.
– Тогда накрыть стол царю воронежцам вменяли в обязанность, согласно Адмиралтейскому приказу. С городских и уездных людей собирали «разные столовые запасы». Для пропитания венценосных особ высылали крупный рогатый скот и мелкую живность – самую рослую и здоровую, а яйца «свежие, а не осенние» следовало доставить за неделю до Пасхи – праздник в тот год выпадал на 20 апреля, как раз на приезд царя.
Чтобы накормить важных визитёров, горожанам повелели собрать внушительный «оброк»: 91 быка, 182 баранов, по стольку же молодых барашков, гусей и уток, 364 курицы, 18 тыс. яиц. А ещё стол царя был немыслим без донской рыбы, щей и молочных продуктов.
Но и это ещё полдела. Проводить царя со свитой в обратную дорогу – тоже была не последняя для местных властей задача. Походное меню составляли из расчёта: на каждую остановку – пуд говяжьего сала, 4 пуда коровьего масла, по ведру сметаны и творога, по полведра сливок и молока. Запить угощение полагалось 4 бочками пива и 5 пудами мёда.
Непокорный епископ
В начинаниях Петра I всегда поддерживал воронежский епископ Митрофан. В проповедях он хвалил царя, одобрял строительство верфей и из своих сбережений жертвовал крупные суммы на кораблестроение.
В отличие от других представителей духовенства, ничего дурного в заимствовании технических премудростей он не видел. Но был категорически против навязывания русским людям западного образа жизни, чего никогда не боялся открыто высказывать даже царю. Так что в низкопоклонстве и заискивании святителя не упрекнёшь.
В житии Митрофана Воронежского описан, к примеру, такой случай. Однажды Пётр, пребывая в Воронеже, пригласил епископа к себе. Святитель пришёл, но увидев, что пристанище царя украшено античными изваяниями, развернулся и отправился обратно. Царским посланникам, прибывшим к нему узнать, в чём дело, епископ сказал, что не войдёт к царю, пока в его дворцах стоят идолы. Разгневанный государь пригрозил Митрофану казнью. На что святитель отвечал, что правитель волен распоряжаться его жизнью, «но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». И гордый самодержец, сам Пётр Великий, покорился епископу воронежскому – повелел убрать статуи.
Благотворители
Из дневниковых записей Великой княжны Татьяны, дочери Николая II, во время пребывания в Воронеже:
«Суббота, 6 декабря.
В 10.16 приехали в Воронеж. Папа-душка нас там встретил в кабардинской форме. Ужас как рада была его видеть и Николая Павловича тоже. Поехали в собор на архиерейскую службу. Было долго, но пели хорошо. Потом в два маленьких лазарета в том же дворе. Вернулись в поезд, где вместе все завтракали. После поехали в четыре разных лазарета. Много раненых. Вернулись к 6 часам и уехали. Пили с Николаем Павловичем чай и обедали вместе».
А это из воспоминаний самого императора:
«6-го декабря. Суббота.
В 10 час. приехал в Воронеж, принял представляющихся и депутации и в 10.30 встретил дорогую Аликс с Ольгой и Татьяной, кот. вернулись с самостоятельной поездки до Харькова. Поехали в собор, отстояли архиерейскую обедню, поклонились мощам свят. Митрофана и осмотрели небольшой лазарет тут же в монастыре. Вернулись в поезд к завтраку. От 2.30 до 5.30 ездили по остальным лазаретам, очень хорошо устроенным. Город встретил нас горячим приёмом и тёплою погодою…»
Но приём государя назвать просто горячим – слишком «слабо». Встретить правителя местные чиновники и «думовцы» решили с размахом – несмотря на пустующую казну. Закипела работа: заделывали выбоины в мостовых, те, которые не поддавались ремонту, просто засыпали песком, белили обветшавшие здания, декорировали некрасивые фасады, а неудачные участки застройки замаскировывали. А ещё выстроили две Триумфальные арки.
Кстати | |
---|---|
Воронежский областной общественный Комитет 400-летия дома Романовых, Воронежское дворянское собрание и другие общественные организации предложили установить мемориальную доску на доме Тулиновых (пр. Революции, 30) в память о посещавших Воронеж представителях династии. |
В день приезда главные улицы Воронежа горожане украсили еловыми ветками, флагами и иллюминациями.
– Мне посчастливилось общаться с человеком, который помнит приезд императора в Воронеж, – вспоминает Ольга Симонова, жительница Воронежа. – Он рассказывал, что город к этому событию начищали до блеска. А горожанам советовали выходить на улицу только в нарядных одеждах. А ещё в день приезда нельзя было выходить на балконы и лазать по чердакам, а также пользоваться фотоаппаратами.
Опять знакомая ситуация – не так ли? От императора местные чиновники ждали примерно того же. А он вопреки ожиданиям приехал не при полном военном параде, а просто в шинели! Потому что для него это была рабочая поездка по «штатному расписанию». Шла 1-я мировая война, и Николай II хотел осмотреть госпитали. Для этого и прибыл в Воронеж. Особого внимания император на декорации тогда не обратил. Но не мог не заметить, что воронежцы прониклись неподдельным патриотическим чувством. Государю горожане ещё накануне войны направили телеграмму со словами поддержки и учредили множество госпиталей, а дворяне и купцы пожертвовали на военные нужды немалые суммы.