Воронеж, 29 мая – АиФ-Черноземье
Новостройки, где кроме жилых коробок нет почти ничего – ни школ, ни детсадов, ни поликлиник, ни спортплощадок… Откуда трудно выбраться по утрам, и куда после 8 вечера уже не ходит общественный транспорт. Где унылый пейзаж дополняют горы строительного мусора, а дворы плотно забиты машинами… Не правда ли – до боли знакомая картина?
Так почему Воронеж превращается в город-гетто, и застройщики безнаказанно игнорируют градостроительные нормы?
Хоть трава не расти!
Двор жительницы Воронежа Тамары Наумовой благоустроенным никак не назовёшь – земля вокруг разрыта, повсюду котлованы и строительный мусор. А всё потому, что рядом с её домом №123 по улице 9 Января компания «ДСК» решила возвести многоэтажное здание.
– Я не понимаю, по каким законам сейчас строят? – возмущается женщина.– Дома буквально прилеплены друг к другу! Пока здесь работал кран, мы жили как на пороховой бочке – а ну как упадёт! Рядом со стройкой – детская площадка, это же опасно!
Многоэтажка, о которой идёт речь, в буквальном смысле «встроена» в пространство между частным сектором и другим домом. Ни о каких удобствах, вроде площадок для отдыха, озеленённых территорий и парковочных стоянок, и речи быть не может. Их просто негде возводить.
Жильцы частного сектора новостройкой тоже недовольны – уж слишком близко её «прилепили».
Однако в этом районе люди, по крайней мере, обеспечены благами цивилизации. Неподалёку школа, поликлиника, магазины, неплохо налажено транспортное сообщение. Жители же улицы Миронова, можно сказать, почти оторваны от города – хотя здесь тоже новый район.
– Говорить о какой-либо инфраструктуре не приходится, – сокрушается Анна Саввина, жительница дома № 39. – Около домов есть детские площадки, рядом сосновый лес – это очень приятно. Но поликлиника, школа, детский сад находятся на улице Лизюкова, а добраться отсюда в обжитую часть города можно всего на одной маршрутке!
В итоге, всё свободное пространство на улице заставлено бесчисленным количеством автомобилей – без машины здесь никак! Чтобы попасть в школу, детям приходится идти пешком через лес. Это не только долго, но и небезопасно. Хоть школьный автобус, как в отдалённые сёла, пускай. Вот только кто ж его даст? Воронеж – не село, а город-миллионник.
И подобных районов у нас не счесть. Складывается ощущение, что застройщикам полностью безразлично, как в их микрорайонах живётся людям. Продал квадратные метры, «срубил» свою прибыль, а дальше хоть трава не расти. Она и не растёт.
– Раньше нельзя было сдавать жилые дома без озеленения, – вспоминает Иван Сафонов, строитель с 45-летним стажем.– Привозили посадочный материал. Жильцы указывали, где сажать – там и сажали. А чтобы потом дерево спилить – так нужно было писать заявление и ждать разрешения. За самовольно уничтоженное дерево могли запросто засудить. А сейчас даже лес вырубается массово. И ничего.
Смешные правила
В микрорайоне Боровое ещё недавно воронежцы могли отдохнуть в великолепном лесу, растущем между трассой М-4 Дон и селом Боровое. Как рассказывают старожилы, этот зелёный остров был создан лет 50 назад.
– Сейчас полувековой зелёный массив, защищавший нас от шума и пыли, практически исчез, остался жалкий клочок, – рассказывает Михаил Алексюк, житель микрорайона Сомово. – А лес поглотила строительная площадка.
По воспоминаниям Михаила, рубить деревья начали в Боровом ещё в 2007 году, а в 2010 году – к ужасу жителей района – лес загорелся. В МЧС сообщили, мол, всё нормально, ведомство в курсе… Владимир Галдин, начальник отдела охраны леса Управления лесного хозяйства области, прокомментировал тогда местным СМИ, что это «работа по расчистке гарей». Так, мол, экономичнее. На расчищенной территории потом посадят новый лес.
Однако на месте леса сейчас «растёт» плотная жилая зона – сплошные многоэтажки. Просветов не видать. Рядом – «коптит» и дымит федеральная трасса.
Вырубкой в Боровом заинтересовалась облпрокуратура. Подсчитали, что при строительстве жилой зоны незаконно уничтожили 2260 деревьев. По ч. 3 ст. 260 УК РФ («незаконная рубка, совершённая в особо крупном размере») возбудили уголовное дело.
Но деревьев-то уже не вернуть! А вот город-гетто продолжает расти. И людям здесь надо как-то жить – без площадок и озеленённых территорий, вдыхая выхлопы от шестиполосной магистрали!
Как выяснилось, жилую зону (по-другому и не сказать!) здесь возводит ЗАО «ВМУ-2». Правда, по рассказам местных жителей, застройщик им обещал: будет вам детский сад. Но сколько ещё ждать обещанного?
Ещё один печальный пример – улица Мордасовой. Её жители тоже долго боролись с вырубкой леса, которую для строительства многоэтажных «панелек» вела компания ОАО «ДСК». Ущерб, нанесённый лесным насаждениям, прокуратура города оценила в сумму свыше 1,4 млн рублей. Было заведено уголовное дело.
Что касается планового возведения детского сада, то вместо него на улице Мордасовой сейчас красуется продовольственный магазин. За ответом, почему в микрорайоне нет даже дошкольного учреждения, жители обратились в прокуратуру. Там пояснили, что на ул. Мордасовой, 2а сформирован участок для его строительства. А вот строительство новых общеобразовательных учреждений в микрорайоне не предполагается, поскольку на улице Вл. Невского имеется прогимназия № 2.
Теперь жителям остаётся ждать хотя бы обещанного детсада. Но никто не даст гарантии, что пока он будет построен, район не пополнится очередным бетонно-панельным массивом, лишённым положенной для нормальной жизни инфраструктуры.
Антон Шевелёв, руководитель управления главного архитектора г. Воронежа:
– Самое частое нарушение строителей – несоблюдение нормативов градостроительного проектирования, например, обеспечения застраиваемых районов школами, детскими садами, а также нужным количеством машиномест. Жилые зоны должны снабжаться обязательным перечнем социально значимых объектов. Минимальная обеспеченность детскими дошкольными учреждениями – 90 мест на тыс. жителей, общеобразовательными школами – 135 мест на тыс. жителей, магазинами продтоваров – 70 м2, а промтоваров – 30 м2 торговой площади на тыс. человек.
Основные проблемы нехватки объектов социальной инфраструктуры наблюдаются в относительно молодых микрорайонах города, которые застраивались в конце 90-х начале 2000-х годов. Особенно остра проблема нехватки мест в детских садах. Проектирование и строительство 13 таких объектов запланировано на 2013-2017 гг.
Игорь ЧУРАКОВ, доцент ВГАСУ:
– Нынешние новостройки хороши на макетах, а не с точки зрения реальной жизни. И даже наличие инфраструктуры проблем не решает – посмотрите на новые спортплощадки в Тенистом: их «убили» через полгода после сдачи.
Главное – это местный социум, и как архитектура работает на его формирование. В наших новостройках он не формируется в принципе, собственники и арендаторы квартир друг друга не знают, социальной структуры там нет никакой, и дети там ничьи. В старых кварталах все друг друга знали и за детьми приглядывали.
Потому – рассуждать об идеальных жилых зонах трудно. Есть разные целевые группы со своими потребностями, кому-то нужна парковка, кому-то – игровая площадка. Я вижу хорошую жилую зону так: это квартальная застройка, достаточно плотная, в 3-5 этажей, много мелких магазинов, широкие тротуары.
Зона должна иметь свой характер и уникальные качества, которых нет нигде. Должен быть дух места.
Владимир Кадыш директор компании «Вламиан»:
– Нужно заинтересовывать строителей в том, чтобы они создавали объекты инфраструктуры. Вариантов может быть много – предоставление льгот по налогообложению, в части налогов, зачисляемых в местный бюджет и бюджет субъектов федерации, или предоставление преимущественного права или права выкупа земельных участков под строящимися объектами и пониженных ставок аренды.
Также есть вариант выкупа объектов инфраструктуры за счёт бюджета. В этом случае стоимость квадратного метра для покупателей квартир останется на доступном уровне, а строительные компании смогут компенсировать расходы на возведение объектов.
Эдуард Сазонов, профессор, доктор тех. наук:
– Воронеж вообще потерял своё лицо. Раньше город представлял собой классическую провинцию с малоэтажным домостроением и с ярко выраженным центром, какого не было в других городах. Теперь же деньги перебарывают всё! В Голландии, например, чтобы построить на месте какого-либо здания рядом с центром города дом, нужно одобрение правительства, а у нас закон предусматривает всё, кроме его исполнения.
Да и вообще за рубежом панельное домостроение уже лет 20 как не практикуется. А наш ДСК спокойно продолжает коверкать облик города. Вызывает тревогу не только хаотичное размещение возводимых им домов, но и сами строения. Поверьте: здание, в котором на первом этаже чихают, а на седьмом говорят «Будьте здоровы!», не может быть надёжным!