Орёл, 9 июня – АиФ-Черноземье. В апреле администрацией города Орла был утверждён перечень многоквартирных домов, подлежащих обследованию на аварийность с последующим, в случае признания их таковыми, сносом. Наша газета решила выяснить, что власти собираются построить на освободившейся территории, и что ждёт жильцов аварийных домов.
Есть что сносить
Большая часть строений (21 из 26) из перечня располагается в районе Наугорского шоссе. Условно говоря, они стоят на четырёх площадках, включающих в себя улицы Плещеевскую, Куйбышева, Цветаева и Антонова. Все дома здесь – двухэтажки, не знавшие капитального ремонта с тех самых пор, как были построены, а это приблизительно лет пятьдесят назад. Понятно, что жить в большинстве из них просто невыносимо.
– У нас в квартирах нет ни туалета, ни водопровода. Уже тошнит от этого, – сетует Тамара Ставцева, жительница дома № 10 по улице Плещеевской.
Глядя на дом, в котором вынуждена обитать наша собеседница, невольно приходишь в ужас: стены перекошены, цоколь и порожки в подъезде разбиты, ужасные трещины по периметру всего здания – словом, как будто дом всего несколько минут назад пережил бомбёжку. И таких домов здесь – не меньше дюжины. Волокита с признанием их аварийными и переселением жильцов тянется уже не первый год, но только сейчас вроде бы наметились какие-то подвижки: семь домов уже подлежат сносу.
Головоломка
По информации горадминистрации, в ближайшее время должен состояться аукцион, где будет избрана экспертная организация. Ей поручат обследовать остальные дома, и если они будут признаны аварийными, то попадут в программу развития застроенных территорий. В дальнейшем планируется снести ветхое жильё, расчистив тем самым большие площади (к примеру, двухэтажки по улице Плещеевской занимают 2 га земли), которые предложат инвесторам для застройки, в основном, многоэтажными домами.
Два резонных вопроса, возникающих в этой связи – что будет с жильцами и найдётся ли застройщик? Над ответами на них и ломают сейчас голову власти города.
– Это достаточно серьёзная проблема, куда переселять жильцов. Отчасти она напрямую касается поиска инвесторов, ведь финансовое бремя ложится именно на них, – говорит Вячеслав Осипов, начальник городского управления строительства.
По закону застройщик обязан предоставить квартиру жильцу дома, подлежащего сносу. Но загвоздка в том, что площадь, скажем, однокомнатной квартиры старой двухэтажки 15 кв. м, а равнозначное помещение в новом доме сейчас не меньше 32 кв. м – разницу придётся компенсировать инвестору. Многие ли согласятся?
Кроме того, крайне низка вероятность, что собственник квартиры останется в своём районе в случае переселения. Это тоже проблема: зачастую люди, не пожелавшие переезжать в другую часть города, обращаются в суды, которые в итоге хоть и оказываются на стороне застройщика, но существенно затягивают время строительства. В общем, идея сноса и застройки на Наугорке сама по себе, безусловно, красивая, а вот как её реализовать… Как признал Вячеслав Осипов, не так давно горадминистрация проводила торги по застройке большого участка на пересечении улиц Полесской и Лескова, но, увы, ни одной заявки не поступило – невыгодно… И Орёл обречён на развитие лишь окраин?
Мнения
Николай Кочко, генеральный директор компании «Стройинвест-центр»:
– На сегодняшний день аукцион по застройке площадей на Наугорском шоссе нам не интересен. По сути, в случае победы на торгах застройщик лишь выигрывает право на переселение людей. То есть все затраты на эти мероприятия ложатся на наши плечи. Это экономически невыгодно. Кроме того, в нашей области сам механизм переселения и застройки абсолютно необъезжен: не каждый собственник квартиры в доме, подлежащем сносу, готов добровольно принимать условия строительной фирмы. Это означает, что будут суды и прочие проволочки. Зачем нам это нужно? К тому же у нас есть право на самостоятельные переговоры с жильцами, дома которых требуют расселения. Без всяких конкурсов. Разумеется, пользоваться им пока целесообразней.
Валентина Суровнева, гендиректор компании «Холикон-инвест»:
– В принципе, задумка городских властей интересная. Построить красивые многоэтажные дома на месте ветхих двухэтажек – здорово. Но нужно понимать, что в Орле участвовать в конкурсах застройщикам невыгодно: слишком жёсткие условия. Инвестор самостоятельно способен взять в руки карту и решить, где строить. И он это делает: договаривается с жильцами, определяет количество земли, разворачивает строительство. Что же касается конкретно Наугорки, то будем смотреть, что предложит город. Если расселение двухэтажных домов повесят на плечи застройщика, то, разумеется, участвовать в таких торгах для нас бессмысленно.
Вообще, по моему мнению, властям нужно чаще встречаться с застройщиками. Раньше каждый третий четверг месяца строители приходили в мэрию, где с ними обсуждали текущие проблемы.
Сейчас объявления о предстоящем конкурсе можно встретить лишь в Интернете или в газете. Но обсуждал ли кто-нибудь этот конкурс? Нам могут возразить, мол, интересуйтесь жизнью города. На что мы спросим: а нами-то кто-нибудь интересуется? То есть чувствуется отсутствие связи между властью и застройщиками.