«Сегодня мы пожинаем плоды эпохи конца прошлого века, когда всё решали деньги. Тогда началась вакханалия – кто договорился, тот строит, что хочет и где ему вздумается. В городе исчезали скверы, парки, вырастали здания, которые совсем не вписывались в окружающую среду. Это наша беда, и мы все должны повиниться перед будущим поколением, что допустили такое», – считает Игорь Суровцев, доктор технических наук, профессор.
Прощай, наследие!
– Недавно Воронеж опозорился на всю страну: в Интернете обсуждалось, как объект культурного наследия – Дом купца Балашова – оказался встроен в современную высотку «Галереи Чижова». Не станет ли такое отношение воронежских бизнесменов к историческим памятникам тенденцией?
– К сожалению, уже стало. Дом купца Балашова с точки зрения архитектуры – не Бог весть что. Но он нёс на себе печать старины. И тут вдруг во время строительства очередной высотки в него въезжает самосвал, якобы случайно. Или взять многострадальную усадьбу Быстржинских на ул. Платонова – чего с ней только не случалось! По сути, эти здания столько раз перестраивали, что от них уже ничего аутентичного не осталось. Будучи депутатом, я особенно страдал за людей, которым приходилось жить в подобных домах – там прогнившие полы, обваливающийся потолок. Конечно, жителей надо расселять. Но крайне важно сохранить старинный фасад, да не наляпать рядом давящих небоскрёбов, как случилось с той же «Галереей Чижова».
В Америке и Европе старинные здания вписываются в современную застройку, и выглядит это гармонично. То есть при желании всё можно сделать хорошо, но для этого нужно, чтобы работал грамотный градостроительный совет, архитекторы не «хомячили» в угоду девелоперу, а у застройщика сохранились хотя бы остатки совести.
Очень хочется, чтобы мы сберегли остатки исторической роскоши. Со времён Петра I в городе осталась всего пара зданий. Я, кстати, очень рад, что в 70–х годах, когда заливали водохранилище, мы отстояли Адмиралтейскую церковь. Храм оказался ниже уреза воды, и, чтобы его не затапливало, пришлось проводить сложные инженерные работы с фундаментом. К счастью, церковь, где святили корабли Петровской верфи, удалось сберечь. Вообще, важно каждое здание, которое несёт на себе отблеск прошлых поколений: Дом Тулиновых, губернаторский дом, Дом офицеров… У нас в Воронеже они наперечёт, и мы должны за них бороться.
Из центра – в пригород
– Но как строить грамотно?
– Сегодня мы уходим от точечной застройки – от архитектора требуют планировки всего микрорайона. Раньше было в порядке вещей «влепить» здание, а потом игнорировать жалобы людей на отсутствие школы, детсада или спортплощадки. На самом деле это тоже забота строителя, его социальная ответственность. В уже отстроенных районах ситуацию исправить трудно – площадей нет. Поэтому сейчас всё жёстко – если не предусмотрели соцобъекты, то разрешение на строительство не получите.
– А готовы ли мы к большой стройке – транспортная инфраструктура, коммуникации, парковки и прочее?
– Не готовы. Количество автомобилей превысило все мыслимые пределы. Микрорайоны появляются – но проехать к ним ещё та задача! С парковками тоже беда: подземный паркинг в домах делают нечасто, потому что это сильно удорожает строительство. Да и люди неохотно покупают подземные гаражи, ведь один такой бокс стоит около 500 тыс. рублей.
Ещё хуже с коммуникациями. Их износ превысил все разумные пределы, а мы продолжаем «сажать» на них всё новые и новые дома. В Центральном районе трубы вообще чуть не времён Петра I! Это – головная боль архитекторов, строителей и чиновников. Тут нужно вопрос решать не по домам, а по целым микрорайонам. Что касается появления новых районов, то выход один – удорожание строительства, а значит, удар по карману жителей. Потому города и растут вширь. Но и здесь беда – все земли в пригороде раскуплены – ушлые люди вовремя подсуетились, и теперь, чтобы что–то построить, надо земли выкупать втридорога. Мало освоена земля только в сторону Курска, а в сторону Москвы и Ростова всё давно скуплено.
– Но воронежцы не слишком охотно перебираются в отдалённые районы типа Шилово, Борового, Отрадного…
– В этих районах нет инфраструктуры, вечером на общественном транспорте туда не доберёшься, а все мы хотим, чтобы под боком были школа, садик, больница, магазин, парк и прочее. У муниципалитета нет средств, чтобы развивать эти территории. А значит, это тоже ляжет на плечи инвесторов, то есть людей. Тех самых дольщиков, которые покупают новые квартиры.
Сплошная эклектика
– Сегодня много споров вокруг застройки центра – на публичных слушаниях чуть ли не до драки доходит… Но сколько бы не обещали там больше не возводить высоток, всё продолжается. Насколько удачен нынешний облик нашего центра с архитектурной точки зрения?
– Он безобразен. Что касается строительства пресловутых гостиниц за ЦУМом и библиотекой им. Никитина, то с одной стороны, хорошо, что появляются отели такого класса – они нужны. Но с другой – места выбраны явно не самые удачные. Котлованы в обоих случаях вырыты вплотную к зданиям – не дай Бог какие–то проблемы с фундаментом!
В целом же сегодня мы пожинаем плоды эпохи конца прошлого века, когда всё решали деньги. Тогда началась вакханалия – кто договорился, тот строит, что хочет и где ему вздумается. В городе исчезали скверы, парки, вырастали здания, которые совсем не вписывались в окружающую среду.
Чего стоит одна «зелёная бровка», которую мы видим, проезжая по Чернавскому мосту с левого берега на правый. Там здания в разных стилях торчат как зубья, общей идеи нет. Жить в такой среде некомфортно – чувствуется какая–то агрессия. Я уже не говорю о том, что это опасный оползневый склон и, по–хорошему, там вообще строить многоэтажки запрещено. Это наша беда, и мы все должны повиниться перед будущим поколением, что допустили такое.
– Как же развивать строительство в Воронеже, чтобы людям было комфортно здесь жить?
– Всё снести и отстроить заново (улыбается. – Ред.). Но это, конечно, шутка.