Примерное время чтения: 7 минут
895

Как регулируется миграция в Белгородской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Белгород 26/06/2013

Белгород, 28 июня – АиФ-Черноземье. В Белгородской области нет засилья мигрантов. О том, как этого удалось достигнуть, мы беседуем с руководителем управления федеральной миграционной службы России по Белгородской области Сергеем Нерубенко.

Госструктура – не «чёрный бригадир»

АиФ: – Сергей Фёдорович, Москва и другие крупные города буквально задыхаются от потока мигрантов, так что коренное население перестаёт чувствовать себя хозяевами на собственной земле. А у нас этого нет – почему?

С.Н.: – Белгородская область традиционно привлекательна для трудовых мигрантов – это связано и с высоким экономическим развитием, и с теми условиями, которые в течение многих лет здесь были созданы. Традиционно самые частые сферы применения трудовых мигрантов – это строительная отрасль и промышленность, средний и малый бизнес. Используют мигрантов и частные лица при индивидуальном жилищном строительстве. Чаще всего к нам приезжают рабочие Украины, и это закономерно, обусловлено исторически близостью, отсутствием языковых барьеров.

Общество в целом беспокоит, чтобы трудовые мигранты адаптировались и не вызывали социальную напряжённость, не были угрозой нашей безопасности. Эти вопросы многоплановы, и одна миграционная служба не в состоянии их решить, поэтому они решаются комплексно, потому что все эти процессы глубоко социальны. Поэтому в Белгородской области разработан целый комплекс мер, принят целый ряд постановлений, различных регламентов, которые приводят к регулируемым миграционным процессам.

АиФ: – И в чём заключается это регулирование?

С.Н.: – Оно начинается с чёткого взаимодействия всех структур – органов власти, контролирующих структур, правоохранительных органов. Любой иностранный субъект, въезжая из других стран, из других субъектов РФ, должен иметь принимающую сторону. С момента пересечения государственной границы принимающая сторона за него отвечает и ведёт его по жизни, потому что не каждый трудовой мигрант знает, куда ему идти и к кому обращаться.

Поэтому отвечает принимающая сторона – юридическое или частное лицо. Главы наших поселений на местах отвечают за состояние территорий. И если происходит ситуация с приездом иностранных граждан, она логически встраивается в алгоритм действий – информация идёт секретарю Совета безопас­ности, затем поступает в миграционную службу, мы по своим документам смотрим своевременность постановки приезжих на миграционный учёт, состояние патента этого гражданина на работу, – запущен ли он, а он таковым является только в том случае, если есть финансовые платежи. Если этого нет, то при всех реквизитах такой патент недействителен. Если патент выдан в другом субъекте РФ, то у нас он не имеет права работать.

Патентный порядок существует для иностранцев – физических лиц, у юридических лиц порядок оформления иностранных работников несколько иной – предприниматели сами сначала получают разрешение на общее количество иностранной рабочей силы. Так мы приходим к регулируемым процессам. И это позволяет сегодня ответственно подходить к выбору рабочих, к уходу от нелегальной составляющей, поскольку миграционные потоки прогнозируются с точки зрения реальной потребности.

В области ещё в начале 2000-х годов было специально создано областное государственное унитарное предприятие, которое занимается в том числе и вопросами регулирования миграционных потоков, оказывает помощь в оформлении документов, занимается подбором рабочей силы в странах исхода, очень активно работает с юридическими лицами. Это предприятие как государственный посредник на себя берёт и подбор кадров за рубежом, и их прибытие в регион, и руководитель предприятия знает, кому предъявить претензию, если его требования, установленные в заявке, будут нарушены, ведь госструктура – это не «чёрный бригадир», и он может потребовать заменить этих людей на тех специалистов, которые требуются. Рабочая сила подбирается через структуры, аналогичные нашим центрам занятости. Это удобно и трудовым мигрантам, потому что они приезжают уже к конкретному работодателю, имеют гарантии, что они получат всё заработанное.

Вывести «из тени» нелегалов

АиФ: – А как насчёт тех, кто работает у частных лиц?

Языком цифр
19 июня 2013 г. одновременно на территориях Белгородской, Воронежской и Курской областей сотрудники УФМС России совместно с УМВД и пограничной службой провели оперативно-профилактическое мероприятие «Регион - Магистраль». Его цель – выявление и пресечение нарушений российского законодательства в сфере миграции. За время проведения мероприятий на территории Белгородской области выявлено 237 правонарушений, в Воронежской области – 297, в Курской области – 217. Наиболее часты были нарушения требований миграционного законодательства по въезду, выезду и пребыванию иностранных граждан в России. Всего в Белгородской области к административной ответственности привлечены 138 иностранных граждан, из них 49 незаконно пребывали в Российской Федерации, 35 – не соблюдали цели, по которым разрешён въезд в Россию, 28 – нелегально работали, 26 иностранцев предоставили ложные сведения при постановке их на миграционный учёт по месту пребывания.

С.Н.: – Сегодня идёт работа и по упорядочению иностранных рабочих у физических лиц – ведь эти люди, как правило, и живут на строительных объектах. Здесь важно, чтобы были оформлены все необходимые документы, трудовые соглашения, где указаны условия и оплата. Так что мигранты понимают, что для них выгоднее быть легальными. Конечно, существует и «административная дубинка» – штрафы, выдворение за пределы страны, закрытие въезда, – это уже составляющие контроля. По закону в любом почтовом отделении сегодня можно стать на миграционный учёт. Это ни в коем случае не полицейский террор, это повседневная работа в интересах наших граждан. У нас в каждом районе уже на протяжении многих лет работает межведомственная комиссия миграционного контроля. И они не формализованы, что очень важно, они действительно заседают и решают массу различных вопросов на местах.

Например, квотирование иностранной рабочей силы. В федеральном законодательстве, к сожалению, не определён порядок квотирования, и у нас квотирование рассматривают эти комиссии, решают вопросы, связанные с нехваткой тех или иных квалифицированных кадров, социальные вопросы, поскольку в них присутствуют должностные лица, которые могут их решить. И затем решение этой комиссии о целесообразности по квоте поступает в миграционную службу.

По квоте сегодня идут очень мало – в 2013 году квота определена в 600 иностранных граждан на временное проживание, приехало 480. В 2012 году квота была больше и полностью не израсходовалась. Потому что в Белгородскую область достаточно приезжает и российских граждан, которые едут к нам жить из других субъектов РФ на историческую родину, с северных районов на постоянное жительство, вынужденных переселенцев. У нас высокий миграционный прирост, который полностью перекрывает естественную убыль населения – а это не временное пребывание, это те, кто будет тут жить постоянно, и они заполняют все ниши, где требуется рабочая сила и где в других регионах работают трудовые мигранты.

Квалифицированные специалисты

АиФ: – Кто же тогда приезжает к нам работать из-за рубежа?

С.Н.: – Сегодня нет смысла ехать к нам из Средней Азии, чтобы лопатой кидать землю. Сегодня нужны мигранты-специалисты, квалифицированный труд, поскольку экономика модернизируется. К легальному нахождению привлекает и отсутствие бюрократизма. Документы оформляются быстро, в каждом межрайонном отделе Белгородского УФМС – а их по области девять – есть пункты оформления и выдачи патентов. Юрлица имеют возможность обратиться в наши подразделения в любое удобное для них время и оформить сразу всех рабочих. И когда это работает, люди идут легальным путём. Да, нелегальная миграция существует, но она тоже имеет свои корни: например, гражданин законно въехал, но незаконно находится – таких мы выдворяем из страны, закрываем въезд. Нельзя ехать в страну, не зная языка, – и трудовые мигранты должны готовиться заранее, до въезда в страну. Введение же визового режима со странами СНГ – это кардинальная мера, регулированием миграции заниматься целесообразнее.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах