Воронеж, 11 июля – АиФ-Черноземье. Откуда пришло это заболевание? Какие последствия нас ожидают? Почему до сих пор нет вакцины от этой заразы? Ответы на эти и другие вопросы знает Алексей Шахов, профессор, доктор ветеринарных наук, член-корреспондент РАСХН.
Откуда такая напасть?
АиФ: – Алексей Гаврилович, как вирус АЧС попал в Россию?
А.Ш.: – В СССР АЧС впервые была зарегистрирована в 1977 году в Киевской области, её занесли через Одесский порт. В следующий раз АЧС зарегистрировали только в 2007 году в бывших республиках Союза, прежде всего, в Грузии, куда её завезли через порт Поти. По-видимому, отходы с кораблей использовались для кормления свиней. Потом инфекция распространилась на Осетию, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую и Волгоградскую области. В нашей области вирус впервые зарегистрировали в 2011 году в Острогожском районе.
АиФ: – Почему эта болезнь сегодня приняла такие масштабы?
А.Ш.: – Животные заболели и погибли в начале июня, а для развития инфекции нужно время. Предположительно, вирус был занесён ещё в мае, а может, и раньше, возможно, люди просто скрывали случаи заболевания и падежа. Конечно, это сдерживало проведение радикальных мероприятий.
Кроме того, вирус мог быть занесён сразу из нескольких источников. На майских праздниках на рынке Богучарского района и в деревнях, вблизи трасы М4, продавали свиней из Ростовской области. Другим заносчиком мог стать дикий кабан. Падёж диких свиней также фиксировался в мае.
Вообще эта болезнь очень коварна: течение инфекции может меняться от острого с летальным исходом до хронического или вообще носительства вируса без клинических признаков. Вирус очень устойчив во внешней среде. В трупах он сохраняется до двух месяцев, в свинарниках, где были больные свиньи, – до четырёх месяцев, в почве – 190 дней. Поэтому так важна санация территорий.
Будь что будет?
АиФ: – Нет ли подозрения, что в других районах появится вирус?
А.Ш.: – По большому счёту прогноз неблагоприятный. Проводятся все соответствующие мероприятия по ликвидации вспышек АЧС. Кантемировский, Россошанский, Павловский, Воробьёвский районы под особым наблюдением, потому что прилегают к районам, где обнаружены очаги.
Планируется проводить серологический мониторинг: будут выборочно брать кровь у домашних свиней, особенно тех, кто близок к крупным хозяйствам, и проверять наличие антител к вирусу. Если они будут обнаружены, то ставится предварительный диагноз с последующим подтверждением другими методами. Начнётся и отстрел диких кабанов. Полностью уничтожать их не планируется, но снизить численность необходимо.
АиФ: – А как вышло, что вирус попал на крупное предприятие?
Досье | |
---|---|
Алексей Шахов родился в 1938 году в Нижнем Мамоне Воронежской области. В 1960 году окончил ветеринарный факультет Воронежского зоотехническо-ветеринарного института. В настоящее время заведующий отделом микробиологии, вирусологии и иммунологии Всероссийского научно-исследовательского ветеринарного института патологии, фармакологии и терапии. Заслуженный деятель науки РФ. |
А.Ш.: – Скорее всего, его занёс кто-то из персонала. Хотя это хозяйство имеет четвёртый зоосанитарный паспорт – это самая высокая степень защиты от инфекций. Работники каждое утро проходят через санитарный пропускной пункт. Выходит, кто-то нарушил правила.
Кстати, на одном из совещаний в правительстве области высказали такое предложение: создать бессвиную зону вокруг крупных свиноводческих предприятий, а у нас их 16, и кроме того, запретить работникам этих предприятий разводить свиней.
Была вакцина
АиФ: – Вирус зародился в Африке, а как он вышел за пределы страны?
А.Ш.: – В Африке АЧС есть с 1903 года. Бородавочники, кустарниковые свиньи, живущие там, адаптировались к этому вирусу. Но когда из Европы в Африку завезли так называемых культурных домашних свиней, сразу началась вспышка среди них.
В 60-е годы XX века АЧС вышла из Африки в страны Средиземноморского побережья: Португалия, Италия, Испания. Вирус бушевал во многих странах мира. Но сейчас АЧС есть только на острове Сардиния и в России.
АиФ: – А у наших свиней может выработаться иммунитет?
А.Ш.: – Да, но времени нужно очень много. Тут другой вопрос: нет ни вакцины, ни лечебных препаратов.
АиФ: – Почему?
А.Ш.: – Во-первых, у вируса сложная структура. Во-вторых, при введении вакцины не вырабатываются антитела. Но над получением лекарства работают различные зарубежные фирмы.
У нас в 70-е годы XX века получили вакцину, но она была неэффективна: защищала от клинического проявления болезни, но животное всё равно могло заразиться и быть переносчиком. Кроме того, вирус долго сохранялся в организме, и после его введения часто начинались осложнения, от которых животные гибли. Видимо, вирус в вакцине был недостаточно ослаблен. Поэтому она не пошла.
Мясные беды
АиФ: – Безопасно ли сейчас покупать свинину?
А.Ш.: – АЧС для человека не опасна, да и любой вирус погибает при температуре 80-90 градусов. Поэтому не бойтесь покупать свинину, главное, чтобы были отметки ветеринарной службы, что мясо прошло контроль.
АиФ: – Не взлетят ли цены из-за эпидемии?
А.Ш.: – Я думаю, что цены могут подняться, потому что будет ограничена торговля. Разрешат торговлю только из тех мест, где нет АЧС. Конечно, мяса будет меньше, и оно подорожает.
АиФ: – Где в Черноземье сегодня безопасно?
А.Ш.: – Пока благополучна Белгородская область, причём она производит 20% объёма отечественной свинины, а также Липецкая, Курская. Ну и наш север – Лискинский район, Верхнехавский.
АиФ: – Повлияет ли на ситуацию вступление России в ВТО?
А.Ш.: – Сегодня в мире ситуация с АЧС благополучная, так что пока бояться нечего. Однако есть масса других инфекций, которые мы запросто можем ввезти в страну. Например, губкообразная энцефалопатия, у которой инкубационный период развития от 5 до 8 лет. Этот вирус в середине 80-х годов в Англии скосил миллионы коров. Много крупного рогатого скота завозится из стран, где есть блутанг – «синий язык» и подобные болезни, например, вирус Шмалленберга, который был зарегистрирован в Германии и в ряде северных стран Европы в 2011 году. Эти заболевания не опасны для человека, но в экономическом плане приносят огромные убытки. Вообще, я считаю, что лучше заниматься организацией продуктов животноводства собственного производства. В РФ самая большая территория, у нас по гектару пашни и по десять гектаров земельных угодий приходится на человека! Нам бы развернуться, но мы разучились работать, вот и везём всё из-за рубежа…