Вот и в отношении местных депутатов, похоже, период крупных разоблачений подходит к концу. Поговорили, попугали и отпустили – по-другому не скажешь.
Узелок завяжется…
Летом прошлого года то и дело обсуждался «коррупционный клубок», в который сплелась муниципальная власть Воронежа. Следственные органы принялись усиленно тянуть за нитки: уголовные дела возбудили сразу против нескольких представителей законодательной власти. Среди них оказался и Леонид Зенищев, бывший вице-спикер городской Думы, сподвижник экс-мэра Сергея Колиуха. Следователи предполагали, что по инициативе вице-спикера городской парламент перевёл участок парка за цирком из зоны озеленения в зону застройки. Но на днях в следственном комитете сообщили, что уголовное дело в отношении Леонида Зенищева прекращено в связи с отсутствием состава преступления.
По мнению многих экспертов, «клубок» стали разматывать, чтобы заставить Сергея Колиуха побыстрее сложить полномочия. Впрочем, дело против Алексея Сергеева, депутата горДумы, было прекращено ещё до мэрской отставки. По версии следствия, «директор МУП «Воронежтеплосеть» Сергеев, используя свои полномочия в целях извлечения выгоды для других лиц, направлял распорядительные документы на перечисление принадлежащих возглавляемой им организации денежных средств на расчётные счета данных лиц». Прошло время, и «в связи с деятельным раскаянием» обвиняемого дело против него было окончено.
Отставкой со скандалом завершился вояж в Париж за госсчёт спикера горДумы Александра Шипулина – бывшего патрона Зенищева. После возмещения стоимости вояжа в 875 тыс. рублей и штрафа в 75 тыс. рублей в деле была поставлена точка.
Единственным попавшим за решётку стал Александр Тюрин, депутат горДумы, бизнес-партнёр Леонида Зенищева. Просидев практически год, 3 июля он вышел из СИЗО, а на прошлой неделе был выпущен и из-под домашнего ареста – под залог в 1 млн рублей. Напомним, что уголовное дело в отношении Тюрина и его партнёра Михаила Фёдорова было возбуждено летом 2012 года. По версии следствия, «компаньоны» представили в налоговую поддельные договор купли-продажи и накладные о покупке итальянского оборудования для производства картона и получили из бюджета 12 млн рублей в качестве возмещения НДС.
Срок на диване
Рассчитывать на снисхождение депутаты могут не только в делах о коррупции. В апреле Семилукский районный суд приговорил к 8 месяцам ограничения свободы Сергея Плеханова, депутата Семилукского сельского поселения, убившего человека бутылкой водки. В январе 2012 года депутат во время пьяной драки нанёс смертельный удар 25-летнему таджику Умеду Ашурову.
На днях на сайте TJinform.com по этому поводу выступил Мухаммад Эгамзод, спецпредставитель посольства Таджикистана:
– Депутат, избивший человека до смерти, просто ограничен в свободе, то есть он, как все нормальные люди, вечером должен быть дома, не ходить на развлекательные мероприятия в течение этих восьми месяцев, оповещать своих бывших коллег в случае выезда за пределы района – и всё. Мы считаем приговор слишком мягким и несправедливым.
Между тем, в генпрокуратуре, куда обратилось посольство среднеазиатской республики, разъяснили, что согласно УПК РФ, нельзя требовать пересмотра в кассационном порядке судебных решений по основаниям, влекущим ухудшение положения осуждённого. Гуманность восторжествовала.
Станислав Рывкин, адвокат:
– Независимость суда у нас давно стала пустым звуком. После отставки мэра Колиуха и изменения отношения к нему многие прогнозировали начало периода гуманности суда. Странным образом эти прогнозы совпали. В последнее время позиция суда формируется в зависимости от отношения верховной власти к тому или иному чиновнику или событию. Решение может быть как «гуманным», так и в высшей мере репрессивным.
Сергей Простаков, политолог:
– Перед совсем близкими выборами главы Воронежа и грядущими баталиями за пост губернатора области среди местной правящей элиты наблюдаются процессы консолидации. Продолжение противостояния чревато потерей имеющихся рычагов влияния и даже сменой элит. В данном контексте вполне понятно и прекращение или смягчение степени уголовного преследования некоторых значимых фигур воронежской социально-экономической и политической жизни.
Кроме предвыборного фона, стоит учитывать и объективные обстоятельства. Например, известно о сотрудничестве Тюрина со следствием, а мягкий приговор в деле об убийстве гражданина Таджикистана становится объяснимым при подробном изучении фактов – в бытовом конфликте, приведшем к гибели человека, всё-таки сложно разглядеть умысел на столь печальный исход. Среди дополнительных факторов прекращения разногласий элит нельзя не сказать о расследовании деятельности бывшего главного дорожника области Трубникова и компании «Росагролизинг», которое не может не затронуть ряд представителей воронежского истеблишмента.