Примерное время чтения: 6 минут
1750

Откуда взялся курский соловей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Курск 01/08/2013

«АиФ-Курск» узнал, что хранится в Музее соловья и почему именно Курск носит название столицы Соловьиного края, ведь эти птицы поют и в других российских регионах.

Корни из Коренной

АиФ: – Любовь Николаевна, расскажите, пожалуйста, историю создания музея.

Л.Е.: – Я работала педагогом дополнительного образования и вела кружок «Круг светлых дней». Мы вместе с детьми знакомились с историей нашего края посредством изучения календарей: народного, христианского, государственного. В народном календаре мы узнали о том, что 15 мая на Руси отмечали Соловьиный праздник, а 4 июня – Соловьиный день. В результате наших исследований и появилась идея создания музея, посвящённого этой птице. Я не ставила своей целью только сбор фигурок соловья. Основная задача музея – это просвещение населения, предоставление знаний о соловье – птице, которая является живым символом нашего края. Мы хотели докопаться до исторической истины: что такое курский соловей и почему именно он так славится? Узнать, когда и кто решил, что курский соловей самый лучший из соловьёв. Музею уже шесть лет, и мы можем сказать, что нам это удалось.

АиФ: – И откуда же пошла слава курского соловья?

Л.Е.: – С Коренной пустыни, крестного хода, Курской Коренской ярмарки. Крестный ход всегда проходил в девятую пятницу после Пасхи. Иногда эти пятницы выпадали на конец мая – начало июня – как раз на ту пору, когда у нас во всю горланили соловьи. Люди со всех краёв съезжались в Коренную, сначала проходили крестным ходом, а потом оставались там на ярмарке. Понятно, что всем ночлега под крышей не хватало и многим приходилось оставаться на улице. И народ об этом не жалел. Всю ночь он слушал трели курского соловья. И люди понимали, что слышали про соловья, но не знали истинного соловья, который поёт свою неподражаемую песню. Естественно, приезжая домой, гости ярмарки рассказывали о дивной птице своим знакомым. Так росла слава курского соловья. Потом родился промысел: иногородние купцы просили местных жителей поймать и продать им соловья. Людей, занимающихся этим ремеслом, называли соловьятниками. Так наши соловьи в клетках разлетелись по всему свету. Соловьятники есть и сегодня.

Поёт до самозабвения

АиФ: – То есть поймать соловья возможно?

Л.Е.: – Да. Есть такое выражение – «поёт до самозабвения». Известный фотоанималист, учёный Михаил Штейнбах написал рассказ «Волшебная дудочка и Орфей». Там он рассказывает реальную историю о том, как в 70-х годах прошлого века в Стрелецкой степи, где он, будучи студентом МГУ, собирал материалы для своей курсовой работы на тему «К биологии поведения обыкновенного соловья», однажды ночью записал на магнитофон пение соловья. А в следующую ночь с этой записью вернулся на прежнее место и включил её. Магнитофонной записи ещё громче вторил живой соловей. Михаил на звук подошёл к нему и трижды брал его на руку и возвращал на ветку. Михаила Штейнбаха, к сожалению, уже нет в живых. Но совсем недавно к нам приезжали двое учёных МГУ: они когда-то и учились с ним вместе, и работали на одной кафедре. И через 40 лет они решили продолжить исследования Штейнбаха у нас в Стрелецкой степи.

АиФ: – Дорого ли стоили соловьи?

Л.Е.: – Курский краевед опубликовал в одной из местных газет, что, исходя из Памятной книги Курской губернии 1860 года, один курский соловей на Коренской ярмарке стоил 150 рублей, что было равно стоимости двух коров и двух лошадей вместе взятых. Сегодня «соловьиного рынка» как такового нет. Соловьятники могут поймать птицу по просьбе конкретного человека, но в основном делают это для себя. Может, это выглядит анекдотично, но был случай, когда курянин в Свердловске продал местному жителю соловья за 2000 долларов.

Соловей не для клетки

АиФ: – В Курске обитает соловей обыкновенный в Москве ведь тоже… Отличаются ли они?

Л.Е.: – Я думаю, что соловей обыкновенный, или восточный, получил статус «курского» на Коренской ярмарке. Хотя многие известные люди тех времён отмечали, что пение нашего соловья особенное. Немецкий учёный Альфред Брем ещё в XIX веке в своей книге «Жизнь животных» относил курского соловья к отдельному виду. А Иван Тургенев писал в своём очерке о соловьях (письмо другу Аксакову), что курские соловьи поют как никакие другие. В их трели присутствует колено, которого нет у всех других видов соловья.

АиФ: – Раньше, когда музей находился на улице Пионеров, вы говорили, что не хотите переезжать оттуда, потому что там поют соловьи. А здесь, на Никитской?

Л.Е.: – Поют. Наше здание расположено на крутом берегу у реки, здесь есть заросли, и поэтому это место, которое очень любят соловьи. Это самое подходящее место для музея. Я считаю, что он должен быть в том месте, где в естественной среде может обитать соловей. В этом году мы попробовали провести Ночь открытых дверей музея «Курский соловей», где можно было узнать о соловье и услышать его живое пение.

Но всё же, наверное, то, что здесь люди ведут себя достаточно шумно (местные жители жалуются на ночные гонки, которые устраивает молодёжь), отпугивает соловьёв. Возможно, меньше их становится из-за того, что не все возвращаются «с югов». Дело в том, что курские соловьи на зиму улетают в район Сирии, Египта, а там сейчас, мягко говоря, неспокойно.

АиФ: – Никогда не было идеи одним из экспонатов музея сделать живого соловья?

Л.Е.: – Никогда здесь не будет ни чучела, ни живого соловья. Для меня это кощунство. Соловей – это очень красивая, грациозная, изящная птица. Он должен петь на свободе. Его концертный зал – это Россия, а не клетка.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах