Примерное время чтения: 9 минут
220

Столица Черноземья застряла в пробке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Черноземье 07/08/2013

Недавнее присвоение Воронежу статуса миллионника, быть может, и обеспечило городу некий престиж, но не решило главной проблемы – что делать с транспортными заторами?

Первое, чему удивляются гости столицы Черноземья, так это огромным пробкам. Да и самим воронежцам дорожный беспредел давно набил оскомину. Каждое буднее утро горожане встречают стоя в глухих заторах. И одно лишь упоминание названий улиц – Московский проспект, Кольцовская, Плехановская, Остужева, Кирова – рождает образы бесконечных машинных очередей.

Всеобщая автомобилизация

Улично-дорожная сеть города протяжённостью 1310 км не в состоянии справиться с возросшим транспортным потоком. Воронеж вошёл в десятку городов России с самым высоким уровнем автомобилизации: у нас зарегистрированы 362 003 транспортных средства, то есть на 1 тыс. человек приходится более 300 автомобилей. При этом в среднем по России 1 тыс. жителей владеет лишь 226 авто.

Но не только всеобщая автомобилизация тому виной. Зачастую водители выстраиваются в неподвижные ряды из-за ремонта дорог, ДТП, плохих погодных условий, сломанных светофоров и даже распродаж в крупных торговых центрах.

– Однако основной причиной пробок является несоответствие геометрических параметров улично-дорожной сети интенсивности транспортных потоков, – резюмирует Татьяна Сушкова, руководитель пресс-службы регионального управления ГИБДД.

                                                                         
Справка
На 2013 год запланирована разработка десятка проектно-сметных документов по строительству и реконструкции нескольких дорог. В ближайших планах – строительство автодороги по ул. Землячки, реконструкция транспортных развязок на пересечении Ленинского пр-та и ул. Остужева, а также ул. Антонова-Овсеенко – 9-го Января – Героев-Сибиряков, строительство автодороги, соединяющей Московский проспект с улицей Ломоносова, расширение улицы Остужева (от кольца до путепровода) и множество других.

Добавьте к этому низкую пропускную способность улиц и их дублёров, совмещённое движение общественного пассажирского, легкового и грузового транспорта при отсутствии специализированных дорог и маршрутов для грузовых авто…

Причиной, к примеру, «вечного стояния» Кольцовской специалисты называют большое количество переходов и остановок. Власти попытались немного разгрузить дорогу и перенесли ост. «Детский мир» подальше – к краеведческому музею. Однако маршрутчики не обратили на это внимания и продолжают тормозить на старой остановке. Даже этот, казалось бы, ординарный казус никто не может устранить, чего уж говорить о пробках….

Стоять! Не двигаться!

К сожалению, проблема пробок актуальна не только в городской черте. На участке федеральной трассы М4 «Дон», что на выезде из города по направлению к Боровому, автомобили движутся со скоростью утренней пробежки пенсионера. Причиной двухкилометровой пробки в обе стороны стала глобальная стройка – здесь идёт масштабная реконструкция будущей автомобильной развязки.

– Мы забирали заболевшего ребёнка от бабушки, а когда возвращались по трассе домой, за полтора километра до города встали в недвижимую пробку, – возмущается Анна Фролова, жительница Воронежа. – Мы выбирались почти два часа! За это время пережили настоящий стресс – ребёнку было очень плохо, а сделать на трассе ничего нельзя.

Читатель «АиФ-Черноземье» Станислав Львов в автомобильной пробке на трассе «Дон» и вовсе потерял друга.

– Мой пёс погиб от перегрева, когда мы ехали с ним домой в Воронеж, – рассказывает Станислав. – Он был породы ньюфаунд­ленд, ему противопоказана жара, а мы стояли в пробке больше часа. Сердце пса просто не выдержало.

Кстати, по планам строящуюся развязку сдадут уже в ноябре, это освободит город от транзитного транспорта, а значит, в какой-то мере решит как раз проблему пробок.

Однако есть существенное «но»: для иногородних авто новый участок дороги будет платным, и, как уже опасаются местные водители, транзитники в качестве объездного пути выберут Воронеж, а значит, пробки станут только больше.

Решение есть?

Для разгрузки города от заторов изобретать велосипед не нужно. Все идеи лежат на поверхности – это расширение улиц, строительство метро, подземных переходов и пр. В Воронеже уже, например, убрали трамвайные рельсы, расширили несколько улиц, перенесли часть остановок... Но городу предпринятых мер оказалось мало – пробки только растут.

                                                                         
Мнение власти
Как пояснили в Управлении транспорта, до настоящего времени все меры по оптимизации дорожного движения реализовывались на отдельных позициях и не увязывались в единую систему. Из-за чего затор, ликвидированный на одном участке улично-дорожной сети, перемещался на следующий, с более низкой пропускной способностью. Сейчас приложены все усилия на формирование комплексной системы организации дорожного движения и стратегия развития транспортной системы Воронежа опирается на научную транспортную схему города. В ней предусмотрены все виды городского транспорта, с учётом размеров Воронежа, для точного представления об интенсивности транспортных потоков.

Большие надежды в этой связи возлагаются на грамотную организацию общественного транспорта. Тем более что пока он больше похож на кошмарный аттракцион – начиная от состояния подвижного состава и заканчивая самими водителями, которые в погоне за пассажирами устраивают на дорогах настоящий беспредел.

Один из самых крупных проектов, который планируют претворить в жизнь, – строительство лёгкого метро. В этом году власти вновь вернулись к обсуждению этого вопроса. Первый зампред областного правительства Александр Гусев сообщил, что разработка проекта должна начаться уже в ближайшие годы.

Однако судьба легкого метро, требующего многомиллиардных вложений, на «этапе разговоров» решается с 2008 года. Также не новость заявления о частичном возрождении трамвая. Кстати, столичные проектировщики удивили наших чиновников тем, что трамвайную сеть, если и развивать в городе, то делать её лучше в прежних объёмах

Но даже если трамваи и метро у нас появятся, то это случится не раньше чем через 10 лет. За это время воронежские пробки станут видны из космоса.

Юрий Новиков, сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт»:

– Проблема пробок в Воронеже возникает из-за того, что современная дорожно-транспортная сеть мало чем отличается от той, которая была в советские годы, и абсолютно не рассчитана на такое количество машин. Один из вариантов решения – расширение дорог и доведение их до уровня автомобилизации. Однако такой путь будет стимулировать жителей к пользованию автомобилями, что снова приведёт к пробкам.

В мире есть лишь один грамотный вариант – создание интермодальной транспортной системы, которая включает в себя дестимулирование пользования автомобилями, создание им альтернативы в виде комфортного общественного транспорта и придание дорожно-транспортной сети удобной структуры с максимальной пропускной способностью. Даже в рамках той сети, которая есть сейчас, можно эффективно бороться с заторами, причём с наименьшими затратами. К примеру, организовывать одностороннее движение на параллельных улицах, запрещать левые повороты и т. д.

Игорь Фомин, автоинструктор:

– Виной пробок в большинстве случаев является плохая подготовка водителей. У нас, наверное, 80% удостоверений – куплены. При этом люди ходят в автошколы, учат билеты, но школа им ничего не даёт, экзамены они сдать не могут, вот и прибегают к самому простому варианту – покупке прав. Последствия этого – бесчисленные ДТП, ведь многие автовладельцы не знают элементарных правил и не в состоянии разобраться даже со светофором!

А ещё в пробках на крупных перекрестках я часто замечаю, насколько неуважительно водители относятся к поперечному движению, начинают что-то друг другу доказывать, один другого не пропускать. Отсутствие культуры вождения говорит и об отсутствии воспитания в авто­школе, ведь просто научить рулить недостаточно. Нужен контроль над автошколами, они должны действовать по общим программам обучения.

Ну и, разумеется, большая проблема – это то, что город, который был построен десятилетия назад, сейчас не может вместить такое количество транспорта, требуется большее количество развязок, новых дорог и т. д.

Николай Киселёв, председатель регионального отделения Комитета по защите прав автомобилистов:

– Для такого города, как наш, который стал миллионным только благодаря окрестным деревням, столь протяжённые и масштабные пробки не должны быть свойственны. В Воронеже они созданы искусственным путём, во многом благодаря тому, что на протяжении 15 лет, с тех пор, как с ГАИ и МВД сняли полномочия по решению проблем организации дорожного движения, этим вопросом никто не занимался. Ведь большинство заторов можно устранить не многомиллионными вложениями, а головой.

Совсем недавно привлекли представителей науки и разработали комплексную схему организации дорожного движения. Она вся целиком состоит из проектов, которые так любят демонстрировать власти. Но зачем говорить о строительстве дорогостоящих развязок, когда первоначально надо привести в нормальное состояние уже имеющуюся улично-дорожную сеть?!

Довольно быстро можно устранить большинство недостатков и ляпов – результатов бурной деятельности предвыборных кампаний разных лет. Ведь сейчас на дорогах встречаются факты буквального вредительства, когда, например, знаки не соответствуют разметке. В итоге наши правила сами вгоняют водителей в ДТП, делая их нарушителями. Именно поэтому у нас ездят не по правилам, а по понятиями.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах