Аварии с участием пешеходов происходят чуть ли не каждый день. На нерегулируемом пешеходе на проспекте Революции автоледи на внедорожнике сбивает двоих – женщину и 14-летнего подростка. «Скорая» сбивает пешехода прямо на переходе. Люди, бредущие по обочине, попадают под колеса авто. Леонид Черненко – программист по образованию и активист общественной группы «Пешеходный Воронеж» по призванию – рассказал «АиФ-Черноземью», что нужно менять в транспортной политике города, чтобы смертей на дорогах было меньше.
Низкая культура?
Ирина Лазарева, АиФ: Ситуация на воронежских дорогах оставляет желать лучшего. Каждый день СМИ выпускают сводки по авариям. Расскажи, кто прав - кто виноват? По чьей вине чаще всего происходят аварии?
Леонид Черненко: Распространено мнение, что наезды на пешеходов происходят по вине самих пешеходов. Мол, они сами не соблюдают правила, лезут, не глядя, вот и гибнут. Но так ли это на самом деле? За 2014 год водители нарушили правила 236 807 раз, а пешеходы - 23 544 раза. Получается, что на каждого нарушившего правила пешехода приходится десять нарушивших правила водителей. Разница в десять раз! Когда вам будут рассказывать о низкой культуре поведения пешеходов, вспомните об этом.
– У нас печальная статистика по ДТП с пешеходами?
– С января по сентябрь 2015 года, в Воронежской области произошло 176 наездов на пешеходов прямо на переходах. Из них по вине самих пешеходов - только 13. Это всего 7% от числа всех случаев.
Говорят также, что и детей сбивают по той же причине. Они перебегают дорогу там, где не следует, не соблюдают правила дорожного движения. Всего с участием детей с января по сентябрь 2015 года произошло 341 ДТП. Погибли 18 детей. И все – по вине водителей. Ранены оказались 384 ребёнка, из них 331 пострадал по вине водителей.
Дорогу общественному транспорту!
– Воронеж – город-миллионник. Здесь сотни тысяч автомобилей. Теперь говорят о переселении в наш регион еще 16 тысяч человек, часть которых наверняка обзаведётся личным транспортом. Готовы ли технически дороги Воронежа к этому? Всем ли необходимым они оснащены?
– В рамках этой проблемы нужно говорить не о состоянии дорог. Расширением дорог и строительством развязок проблему не решить: чем шире дорога, тем шире будет пробка. При такой автомобилизации необходимо снижать автомобилепользование и развивать общественный транспорт.
Пока личные автомобили приоритетнее общественного транспорта: отсюда и транспортный коллапс. Нужно менять приоритеты транспортной политики. Чтобы перевезти сто человек, можно выпустить на дорогу сто личных автомобилей или же один большой автобус. А теперь сравните, сколько места займёт на дороге сто человек в первом и втором случае. Автомобили используют дорогу неэффективно. Пока им даётся полная свобода, от пробок избавиться нельзя.
«Потому что Воронеж – мой город»
– Какие предложения выдвигает «Пешеходный Воронеж», чтобы обезопасить воронежцев от происшествий на дорогах?
– Мы готовили предложения по пешеходным переходам на проспекте Революции у остановки Комиссаржевская (Дом офицеров) и на Ленинском проспекте у Димитрова. Провели необходимые исследования, подготовили новые схемы организации движения. Предложили установить светофоры, снизить скорость на опасных участках. Также рассмотрели и принятие оперативных мер, которые позволили бы за несколько дней значительно повысить безопасность – сужение полос движения или островки безопасности, например. К сожалению, на установку светофора нужно время – в мэрии прописывают план расходов на год вперед, а светофор сразу не купишь, стоит он немало. Поэтому сначала приходится выступать с инициативой, а потом ждать, пока покупку нужного оборудования внесут в реестр, пока установят. Так светофор на Комиссаржевской появится не раньше 2017 года.
– Как мэрия реагирует на ваши предложения?
– В практическом смысле на сегодняшний день никто из администрации ещё не сделал ровно ничего для улучшения ситуации. Тем не менее, есть положительные сдвиги. В мэрии создали рабочую группу, которая должна подготовить предложения по повышению безопасности на пешеходных переходах. В неё включили представителей администрации, ГИБДД и двух активистов «Пешеходного Воронежа». Планируется прийти к какому-то результату в течение месяца. Будем надеяться, что нас всё-таки услышат, и мы сможем сдвинуть ситуацию в лучшую сторону.
– Ты работаешь программистом. Зачем тратить время на «Пешеходный Воронеж», копаться в статистике и писать письма в администрацию?
– Потому что Воронеж – это мой город, и я хочу его сделать лучше. Пока наша организация небольшая, в неё входит всего десять человек, в конкретных проектах сейчас заняты четверо. Но я надеюсь, что наш актив вырастет, и тогда результаты будут нагляднее. Мы всё-таки сравнительно молодая общественная группа – существуем с весны 2015 года. Идея создать организацию появилась у меня в период ликвидации пешеходных переходов на Плехановской.
«Дай дорогу дураку»
– Что пожелаешь автолюбителям и пешеходам?
Автолюбителям желаю каждую секунду помнить, что они управляют источником повышенной опасности. Вспомните, что ваши мамы, жёны, дети – это тоже пешеходы, и они тоже рискуют, переходя дорогу.
Пешеходам, рекомендую помнить о правиле «трёх Д»: «дай дорогу дураку». Лучше пропустить неадекватного автомобилиста, чем пойти на принцип и оказаться в больнице.