Так что же это такое – задержка речевого развития, как распознать отклонения от нормы и, главное, как их исправить, – на эти вопросы отвечает гость «АиФ-Липецк» Екатерина Богуславская, директор детского центра интеллектуального развития «Остров знаний».
Почему он молчит?
АиФ: – Екатерина Андреевна, почему у ребёнка возникают проблемы с речью?
Е.Б.: – Причин задержки развития речи у детей может быть множество. Это и нарушения работы мозга, центральной нервной системы, и генетические или психические расстройства. Подобные отклонения могут быть следствием родовых, психических травм, тяжело протекающих инфекционных заболеваний. На развитие речи у ребёнка влияют и социальные факторы. Например, ЗРР чаще диагностируется у детей, испытывающих недостаток общения. Существенную роль играет и наследственность.
АиФ: – Когда родителям стоит бить тревогу?
Е.Б.: – Задержка речевого развития – это отставание ребёнка от возрастной нормы. Например, если в возрасте двух лет малыш использует мало отдельных слов и не пытается выучить новые, тогда как в норме он должен строить фразы и короткие предложения. Или если трёхлетний ребёнок говорит слишком непонятно даже для близких, в то время как в норме он должен строить сложные предложения, активно использовать в речи прилагательные и наречия, – это повод для беспокойства. Конечно, отклонения плюс-минус два-три месяца допустимы, но они не должны быть значительными.
АиФ: – Чем опасна задержка речевого развития?
Е.Б.: – Она затрудняет адаптацию ребёнка в окружающем мире, взаимодействие с другими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, негативно сказывается на развитии воображения, памяти, мышления. Отставание в речевом развитии – очень опасная вещь. На его почве у ребёнка может развиться задержка психо-речевого развития. А это уже более серьёзно. Если вовремя не приняться за лечение ЗРР, это может привести к выраженному отставанию в общем развитии ребёнка.
Не упустить время
АиФ: – Что делать родителям, если у ребёнка задержка речевого развития?
Е.Б.: – При первых признаках следует обращаться к специалистам. Чем ребёнок старше, тем труднее скорректировать дефект. В нашем центре логопеды и дефектологи оказывают помощь детям от трёх лет. Занятия проводятся строго в индивидуальной форме. Методики и дидактический материал подбираются под ребёнка, исходя из его проблемы и возможностей. Также с детьми работают высококвалифицированные психологи, которые помогают скорректировать и компенсировать имеющиеся отклонения.
АиФ: – Каким образом выстраиваются занятия?
Е.Б.: – Сначала обязательно проводится диагностика речевых нарушений у ребёнка. После чего индивидуально подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, создаются специальные условия обучения с использованием разнообразных методик, игр, упражнений. Для этого наши кабинеты полностью оснащены всей необходимой литературой, книгами и учебными пособиями для детей. Но главное – специалисты центра работают сообща, выявляя сильные и слабые стороны в развитии ребёнка.
АиФ: – Какого результата можно достичь?
Е.Б.: – Лечение ЗРР у ребёнка – сложный процесс, но вполне успешный при соблюдении определённых условий, главным из которых является заинтересованность самих родителей. Чем раньше они обратятся к специалистам, тем выше будет результат. Своевременное обращение к специалисту позволит скорректировать речевые расстройства у ребёнка на раннем этапе, и к тому моменту, когда ваш малыш должен будет пойти в школу, вы уже справитесь со всеми проблемами. Важно не упустить это драгоценное время.
Адрес детского центра «Остров знаний»
г. Липецк, ул. Неделина, 32 (ТЦ «На Неделина», 4-й этаж)
Тел. : 8 (4742) 39-24-99.
www.ostrovznaniy.ru
на правах рекламы