aif.ru counter
1610

«Виардо забраковала». Почему Репин считал портрет Тургенева неудачей

Почему знаменитый портрет Ивана Тургенева кисти Ильи Репина не понравился ни художнику, ни писателю, ни заказчику картины Павлу Третьякову – в материале «АиФ-Черноземье».

Портрет Ивана Тургенева кисти Ильи Репина.
Портрет Ивана Тургенева кисти Ильи Репина. © / Creative commons

3 апреля 1874 года Илья Репин в письме меценату Павлу Третьякову сообщил, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева. Получившаяся позже картина стала самым популярным изображением писателя и одной из знаковых работ художника. Вот только не понравилась она ни Тургеневу, ни самому Репину. О том, как познакомились писатель и художник, о трудном пути создания полотна и его дальнейшей судьбе, - в материале «АиФ-Черноземье».

Большой талант и темперамент живописца

Илья Репин и Иван Тургенев впервые встретились в Петербурге в 1871 году. В то время художник писал свое, пожалуй, самое знаменитое полотно – «Бурлаки на Волге». Тургенев уже был наслышан о таланте молодого выпускника Академии художников и вместе с Николаем Ге посетил его мастерскую в Северной столице.

«Когда они вошли, я не знал, на кого смотреть; Тургенева я увидел тут в первый раз», - написал позже в своих мемуарах Репин.

Тургенев же сначала поразился таланту Репина и даже написал критику Владимиру Стасову: «В нем талант большой и несомненный темперамент живописца». Но потом, по воспоминаниям художника, критиковал его работы в петербургской среде.

Тем не менее они подружились. В 1870-х годах Репин гостил в Париже, где жил Тургенев, и бывал вместе с ним на приемах в доме Полины Виардо.

«Однажды утром Ив. Серг. особенно восторженно-выразительно объявил мне, чтобы я приготовился: сегодня нас посетит м-м Виардо... «М-м Виардо обладает, - рассказывал Тургенев, - большим вкусом. У них, по четвергам, собирается большое общество! Вы также приглашены, и я Вас прошу быть во фраке, так принято... – писал Илья Репин о том времени. - Звонок!.. И я не узнал Ив. Серг. - он уже был озарен розовым восторгом! Как он помолодел!.. Он бросился к дверям, приветствовал, суетился - куда посадить м-м Виардо! (Я уже ранее был инсценирован - как мне кланяться, что говорить - не много: по моим знаниям языка). М-м Виардо, действительно, очаровательная женщина, с нею интересно и весело. Но на нее не надо было глядеть анфас - лицо было неправильно, но глаза, голос, грация движений!.. Да, эта фея была уже высшей породы... Как есть: это уже высшая порода!»

Во время своего пребывания в Париже Репин стал частым гостем вечеров Виардо. Поэтому неудивительно, что меценат Павел Третьяков попросил именно его написать Тургенева для своей большой серии портретов выдающихся русских писателей.

«Большое огорчение»

Об опыте работы с Тургеневым Илья Репин позже напишет весьма красноречиво в письме политическому деятелю Владимиру Зеелеру.

«Исполняя Ваше желание - писание портрета Ив. Серг. Тургенева опишу со всеми подробностями. Из Москвы, от И. М. Третьякова, я получил от него заказ на этот портрет. Поселился в Париже недалеко от Тургенева, чтобы не затрудняться расстоянием... Иван Сергеевич принял меня очень ласково, и 1-й сеанс прошел в блаженной удаче... И я радовался, и Ив. Серг. поздравлял меня с успехом!»

Но на следующий день перед началом сеанса художник получил записку от Тургенева – портрет необходимо начать снова, так как Полине Виардо не понравилось выражение лица Ивана Сергеевича.

«Одну голову он забраковал; написал хорошо, но вышел бесстыдно улыбающийся старый развратник. Друзья Тургенева советовали переменить положение так как не находили похожим», - писал Репин Стасову 8 апреля 1974 года. 

Спорить с Виардо не было принято. Также высоко Тургенев ценил мнение ее мужа Поля.

«Когда что-нибудь из моих работ особенно трогало Ив. Сергеевича, то он с волнением говорил: «Надо непременно, чтобы Виардо однажды посмотрел Ваши работы»... И я дождался этого. Этот беловолосый авторитет, которого я встретил с большой робостью, вооружился пенсне и совсем близко-близко уткнулся носом в картину - меня уже начала пробирать авторская дрожь... Я отошел подальше и уже не смел спросить Тургенева о приговоре авторитета. Но почти был уверен, что он не был в мою пользу. Я знал, что я этой марки не выдержу...»

После долгих уговоров Репин все же начал сначала. Но работа уже не вдохновляла ни автора, ни модель: «Началось долгое, старательное писание - мое; и долгое, терпеливое позирование Ив. Серг. - уже не увенчавшееся желанным успехом».

Репин закончил картину в мае - июне 1874 года, но заказчику работа не понравилась. Художник даже написал Третьякову: «Остаюсь с глубоким к Вам уважением и в то же время с некоторым грехом на совести за портрет Тургенева, который и мне нисколько не нравится».

Впрочем, судьба у этой картины сложилась удачно. Ее приобрел на выставке еще один знаменитый меценат – Савва Мамонтов – и подарил портрет Румянцевскому музею. Потом картина переместилась в Третьяковскую галерею, где выставляется и по сей день.

«Теперь я не знаю, где этот портрет, - писал Репин Зеелеру в 1928 году, - но каждый раз я не могу равнодушно вспомнить записанную сверху голову, которая была так удачна по жизни и сходству... Но за это большое огорчение я был награжден энным количеством времени, - интимно проведенным мною в обществе очаровательного Ив. Сергеевича...»



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество