Средневековые восточные и западные авторы не раз упоминали о далёком и загадочном государстве – Русском каганате и о народе русов, которые были не славянами, а их соседями, владели письменностью, строили города и делали мечи, равные дамасским. Где располагалась эта страна? Есть точка зрения, что следы ведут на средний Дон.
Послы народа рос
Большинство россиян ещё со школы усвоило, что история родной страны начинается с призвания варяга-скандинава Рюрика и создания его потомками Киевской Руси. В последние десятилетия появилось и много сомнительных теорий, рассказывающих о величественной славянской цивилизации, якобы существовавшей многие тысячелетия. Не вдаваясь в крайности, можно отметить, что сегодня и признанные, добросовестные исследователи всё чаще – пусть и с осторожностью – говорят о том, что русское государство могло существовать и до того, как столицей стал Киев. Но что же оно собой представляло?
Уже полтора века историки ломают копья вокруг рассказа о визите византийского посольства ко двору франкского короля Людовика Благочестивого в 839 году – до легендарного призвания Рюрика оставалось больше 20 лет. Эпизод упоминается в Бертинских анналах – известной средневековой хронике. Вот этот короткий рассказ:
«С ними (послами - ред.) он (византийский император Феофил - ред.) прислал ещё неких (людей - ред.), утверждавших, что они, то есть народ их, называются рос и что король (их, именуемый хаканом, направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы… Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император (Людовик - ред.) узнал, что они из народа свеев, и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет».
Одни историки традиционно считают упомянутый народ рос скандинавами, ведь послы в итоге оказались свеями, то есть шведами. Это вполне согласуется с теорией, по которой государство Русь создали норманны. Оппоненты возражают: титул «каган», или «хакан», что означает «хан ханов», носили отнюдь не мореходы-викинги, а владыки степных кочевников. И титул этот равноценен императорскому – каган мог быть только главным из государей того или иного региона.
Белая крепость над Доном
Например, в VI веке на огромном пространстве от Маньчжурии до Чёрного моря простирался Тюркский каганат. После его распада в степях Восточной Европы стал господствовать каганат Хазарский. В «Повести временных лет» рассказывается о том, что славяне платили хазарам дань. Не удивительно, что большинство исследователей считает подданными Хазарского каганата носителей Салтово-маяцкой археологической культуры, которые жили в донской степи и лесостепи по соседству со славянами.
Один из главных центров культуры – Маяцкое городище в селе Дивногорье Лискинского района Воронежской области: в IX веке на высоком холме над местом слияния Дона и Тихой Сосны стояла огромная по тем временам белокаменная – сложенная из меловых блоков – крепость. Между тем при раскопках этого и других городищ той же культуры археологи не нашли останков хазар. Население было смешанным и состояло из алан – потомков сарматов, родственников иранцев и осетин – и тюркоязычных булгар (не путать с современными славянскими братушками с Дуная). Так что вопрос – при чём тут вообще хазары? – напрашивается сам собой.
Не секрет, что на историю – в том числе средневековую – часто влияет господствующая идеология. Например, в советское время правильной считалась антинорманистская концепция, отвергавшая участие скандинавов в создании Киевской Руси. С 1990-х годов – не без помощи шведских и других иностранных грантов – среди историков стали преобладать норманисты. Так происходит и с хазарским вопросом.
«Каждый раз в моменты ослабления России Хазарский каганат в трудах историков разрастался до размеров громадной евразийской державы, – отмечает краевед Николай Сапелкин. – И, напротив, когда наше государство усиливается, владения хазар сжимаются. В 90-е годы учёные писали, что Хазария простиралась до Оки и Днепра. Сейчас территория этого государства снова сужается».
Так, доктор исторических наук Елена Галкина отмечает, что в арабо-персидских источниках всегда идёт речь о довольно скромных размерах Хазарии – эта страна описывалась лежащей на Хазарском (Каспийском) море и реке Итиль (Волге). При этом Русским каганатом, который много раз упоминается не только в западных, но и в византийских, арабских и персидских источниках, исследователь считает именно Салтово-Маяцкую культуру.
Клинки за валюту
Античные авторы середины первого тысячелетия упоминают об обитавшем в Причерноморье племени роксолан, или белых алан. Белый цвет в индоарийской мифологии символизировал власть. Постепенно корень «рокс», или «рухс», трансформировался в «рус».
Объединившись с булгарами в эпоху великого переселения народов, в VI-VII веках русы пришли в Подонье и Приазовье, а к VIII веку создали мощное государство со сложной системой социальных взаимоотношений.
Изучение Салтово-маяцкой культуры позволяет заключить, что она была едва ли не самой развитой в Восточной Европе. Так, по всему региону расходилась изготовленная на гончарном круге – по тем временам это было высокотехнологичное производство – лощёная керамика. У русов были хорошо развиты металлургия и кузнечное дело – изготовленные ими клинки арабы сравнивали с дамасскими. Гончары, кузнецы и представители других ремёсел жили отдельными компактными поселениями, что опять же говорит о высоком социально-экономическом уровне.
На территории Салтово-маяцкой культуры во множестве находят клады куфических дирхемов – арабских серебряных монет, которые в те века были главной валютой, наподобие современного доллара. По мнению Елены Галкиной, это ещё одно свидетельство развитого производства. При этом в исконно хазарских землях Предкавказья найдена всего пара подобных кладов – Хазария была довольно примитивным образованием и жила, прежде всего, за счёт транзитной торговли.
Русский каганат чеканил и собственную монету, так называемые «варварские подражания» дирхемам.
Как и другие иранские народы, русы поклонялись свету, носили амулеты из янтаря и изображали солнце на стенах своих городов. Жители каганата обладали и письменностью, родственной средневековой осетинской и уходящей корнями в скифо-сарматское письмо.
Под натиском венгров
Изначально русы были кочевниками, но постепенно переходили к оседлому образу жизни. При этом они всё ещё были заинтересованы в продуктах крестьянского труда. Продовольствие поставляли ещё одни подданные русского кагана – жившие на Дону и Воронеже славяне, которые взамен получали военную защиту и возможность мирно осваивать тучные лесостепные чернозёмы. Не удивительно, что в славянских городищах археологи не находят оружия и следов военных столкновений. Славяне занимали подчинённое положение, но, очевидно, не испытывали чрезмерной эксплуатации.
История Русского каганата трагически завершилась во второй четверти IX века. По его землям с подачи Хазарии и Византии огнём и мечом прошли орды венгров. Возможно, именно после этого славяне попали в зависимость от хазар.
Вскоре, однако, историческую эстафету перехватил Киев. При этом наследие алан-русов не исчезло. Так, в договорах князей Олега и Игоря с Византией упоминается много иранских имён, да и само имя Олег, вполне вероятно, происходит не от норманнского «Хельгу», а от иранского «Халег». Сын Игоря Святослав отомстил хазарам, окончательно разрушив их государство, а киевских князей в панегириках XI века не раз именуют каганами.
«После этого донские и воронежские славяне стали жить в составе Киевской Руси – отмечает Николай Сапелкин. – Впрочем, этот период продлился недолго: вскоре в наши степи пришли половцы, вслед за ними ордынцы. Так титул «каган» от киевских князей перекочевал к чингизидам – потомкам Чингисхана».
Елена Галкина приводит описание погребального обряда русов, оставленное арабскими путешественниками: «Когда умирает у них кто-нибудь из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним... как одежду его, так и браслеты золотые... далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении».
Как отмечает исследователь, с этим описанием может быть сопоставлен только один обряд погребения в Восточной Европе – катакомбные захоронения алан Салтово-маяцкой культуры. Славяне поступали с покойниками иначе: сжигали, складывали останки в горшки и клали их в семейные курганы.