Известный блогер Илья Варламов приехал исследовать городскую среду Воронежа и провел открытую встречу в формате «вопрос-ответ». Перед встречей он успел посетить только один из жилых комплексов в Северном районе города. По словам блогера, он считает ужасным не столько сам комплекс, сколько тот факт, что воронежцы считают его хорошим местом для жизни.
«Все российские города в принципе одинаковые. Недавно я был в Якутске и ожидал увидеть там нечто невероятное, ведь у них совсем другой климат, менталитет и культура. Но нет, ты приезжаешь в Якутск и видишь там те же самые дворы и жилые комплексы. Самое плохое, что есть в Якутске – то, что он похож на всю остальную Россию, - считает Варламов. - В целом, Воронеж выглядит лучше, чем другие города. Здесь есть какая-то движуха. Приезжая в какой-нибудь города, я всегда задаю себе вопрос, могу ли я теоретически здесь жить. Вот, например, в Махачкале или Омске я не могу жить. А в Воронеже я увидел много молодежи, заведений, жизни. Нет ощущения безнадеги и глухой провинции, которое есть в других городах. Я чувствую, что здесь есть местный патриотизм. Есть, чем гордиться. В Воронеже мне, по крайней мере, комфортно, сюда можно приезжать и приглашать людей. Но, конечно, нужно заниматься общественным транспортом и архитектурой».
«АиФ-Черноземье» записал самые яркие цитаты Ильи Варламова.
О метро
«В Воронеже при нынешнем количестве людей, плотности населения и пассажиропотока метро невозможно. Теоретически, если на Воронеж сегодня прольется дождь из денег, построить метро у вас можно, но перевозить оно будет воздух. Оно будет неэффективно, никому не нужно. Можно съездить в Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород и посмотреть, как метро работает там. Такой туристический аттракцион – давайте-ка прокатимся на метро. За деньги, на которые вы теоретически построите одну ветку, вы можете во всем городе сделать отличную трамвайную сеть с современными вагонами. Метро – это очень дорого, и в таком городе, как Воронеж, оно работать не будет. В нем будет необходимость, когда население вашего города увеличиться в десять раз. Но этого никто не объясняет!
Из-за того, что у нас в утренних шоу по телевизору, нам никто не объясняет, почему не нужно строить метро или какой должна быть городская среда, а рассказывают, как готовить яичницу, все знают, как готовить яичницу, но мало кто знает о городской среде. Проблема с отвратительными детскими площадками во дворах в том, что люди не знают, какой должна быть детская площадка. Я пытаюсь что-то объяснить, есть масса исследований на этот счет. Пестрая пластиковая площадка после дома – это плохо, но люди не знают, что это плохо. Когда в утренних шоу заговорят о том, как это должно быть, люди перестанут покупаться на этот развод».
О здании гостиницы «Мариотт»
«Если бы мне сказали: «Илья, у тебя есть возможность снести одно здание в Воронеже, и тебе за это ничего не будет», - я бы снес здание налоговой. Это гораздо большее зло, чем «Мариот». Конечно, он слишком большой, мрачный и черный, возвышается над историческим кварталом и портит вам панораму. Но он как-то скромно себя ведет. Вошел и, извиняясь, встал в уголочек. Чего нельзя сказать про многие другие здания в вашем городе. Плохой архитектуры в Воронеже слишком много, чтобы объявлять «Мариот» главным негодяем».
Об автомобильном лобби
«Нужно справедливое разделение общественного пространства. Нужно только подсчитать, сколько людей используют каждый день автомобили и сколько – общественный транспорт. Ни в одном городе России не больше будет первых. Нужно развивать общественный транспорт, отдавая ему приоритет, ограничивать автомобилизацию ровно потому, что в одном автобусе или трамвае едет в сто раз больше людей, чем в одном автомобиле. То же самое – во дворах. 20% жителей одной многоэтажки используют 80% пространства двора, заставляя его автомобилями. В любом городе есть сильное автомобильное лобби. Автомобилисты очень сплоченные, очень громкие, у них есть деньги. А остальные – малоимущие, студенты, дети – государству не так интересны. Поэтому власти обслуживают небольшой процент людей, у которых есть автомобиль. И, уж конечно, ни один мэр или губернатор сам не пользуется общественным транспортом и не видит, что в нем происходит».
О проблеме ливневок
«Ливневками не занимаются ни в Воронеже, ни в Москве. Собянин каждый раз после очередного потопа разводит руками: «Ну, затапливает, что поделать?» Построить ливневую канализацию стоит очень много денег. Это как мини-метро. Проблема с ливневой канализацией вскрывается всего несколько раз в год, когда затапливает. Наводнение или любой потоп – это то самое ЧП, на которое дорожники могут списать что угодно. Построил ты дорогу или нет – приходишь, а ее смыло. Я не думаю, что кто-то серьезно будет сегодня заниматься ливневой канализации, потому что это дорого, и ни у кого нет на это денег».
О благоустройстве дворов
«Парковочные места и детские площадки появляются не потому, что застройщик хочет тебя порадовать, а потому что так прописано в нормах. На детскую площадку застройщик с горечью достает деньги из кармана, лишь бы комиссия приняла объект. Если бы у него не было ограничений, и он мог бы строить жилье без детских площадок, парковок, лифтов, окон – он бы всего этого не делал. Для любого застройщика есть два сдерживающих фактора: законодательство и общественный запрос. Люди не будут покупать квартиры в доме без окон и лифтов.
Дворами должны заниматься сами жители. Купив квартиру, они не готовы брать на себя ответственность за подъезды и дворы, не хотят тратить на это время и деньги, ожидая, что кто-то будет делать это за них. Почему государство должно благоустраивать ваши дворы? Зона комфорта большинства россиян заканчивается их входной дверью, а то, что в подъезде лампочка не горит, это не их дело. В европейских странах люди понимают, что это их территория тоже, поэтому собираются все вместе и нанимают дворника, чистят снег, облагораживают пространство».