Липецк, 19 марта – АиФ-Черноземье
Начинали всё с нуля
АиФ: – Василий Максимович, вы стояли у истоков архитектурной службы области. Расскажите, как всё начиналось?
В.П.: – Многие нынешние райцентры в плане застройки и благоустройства представляли собой печальное зрелище. Например, Становое. Я приехал туда в середине 60-х и испытал настоящий шок. Только представьте: тогда в селе не было ни одной прямой улицы – сплошные зигзаги, покосившиеся домики с соломенными крышами, а в центре – кладбище. Мне было поручено разработать его генплан. А вот Липецк в то время уже застраивался. Старые одноэтажные дома на правом берегу снесли, на их месте построили двухэтажки. Изменилась до неузнаваемости улица Ленина, появились ЦУМ, Дом советов. Город быстро начал расти.
АиФ: – Что вам нравится в современном облике Липецка, а что хотели бы изменить?
В.П.: – Мне нравится, что, в отличие от многих других городов, нам удалось сохранить исторический центр, не застроив его типовыми пятиэтажками, как, например, это сделали в том же Белгороде. А не нравится то, что такие крупные промышленные объекты, как металлургический комбинат, особая экономическая зона «Липецк» расположены слишком близко к жилым домам. По-хорошему, их надо было вывести за город, но теперь уже ничего не изменишь. Поэтому нужно хотя бы сокращать количество вредных выбросов в атмосферу.
АиФ: – Каких зданий, на ваш взгляд, не хватает нашему городу?
В.П.: – Стыдно, но у нас до сих пор нет в Липецке своего культурного центра. Власти как-то хотели исправить эту ошибку и построить на Старом городище библиотеку, концертный зал. Идея была хорошая. Но дальше котлована дело так и не пошло. Нерешённым остаётся и вопрос с муниципальным театром, который вот уже двадцать лет ютится в ДК «Сокол». Да и у филармонии нет своего здания. Кстати, ей можно было бы отдать киноконцертный зал «Октябрь».
Нужны жёсткие меры
АиФ: – Почему так получается: раньше строили на века, а сейчас хорошо, если дом простоит десять-пятнадцать лет? Некоторые же рушатся ещё на стадии строительства, как, например, произошло в Таганроге…
В.П.: – К сожалению, многие дома сегодня, действительно, трещат по швам. Я нахожу тому только два объяснения: первое – погоня за дешевизной и, как следствие, удешевление самого строительства, второе – непрофессионализм работников; но это, наверное, беда многих отраслей, не только строительной. В Липецке, к счастью, проблема стоит не так остро. У нас много хороших специалистов, чётко работают контролирующие органы. Но то, что происходит в целом по России, – это безобразие.
АиФ: – Так, может быть, нужны более жёсткие меры?
В.П.: – Я считаю, контроль над строительством должен быть усилен в первую очередь со стороны нашего министерства. Но мне кажется, что оно сейчас отпустило вожжи, предоставив каждой области самой строить так, как ей вздумается. А этого быть не должно. В строительстве обязателен надзор, нельзя всё пускать на самотёк. И на это руководству страны надо бы уже сейчас обратить самое пристальное внимание. Ведь случай в Таганроге, к сожалению, не единичный…
АиФ: – А были ли в вашей практике случаи, когда принимались странные, необдуманные решения?
В.П.: – Были попытки такие решения принять, но удавалось убедить,что не стоит этого делать. Например, когда-то хотели полностью перестроить Елец. Снести старинные здания, а на их месте возвести пятиэтажки. Я очень рад, что этого не сделали. Был в моей практике и комичный случай, когда один секретарь райкома настаивал на том, чтобы памятник Ленину поставили лицом к административному зданию комитета партии. Знаете, какой он приводил довод? Я, говорит, буду утром выходить и с ним советоваться. Вы не поверите, еле удалось отговорить его от этой затеи.
Из строителей в писатели
АиФ: – Василий Максимович, вы не только строитель, но ещё писатель и краевед?
В.П.: – Есть немного (смеётся. - Ред.). Раньше мне нередко приходилось писать статьи на строительные темы для местных газет. А когда вышел на пенсию, взялся за это дело серьёзно. Сначала писал только о своей профессиональной деятельности, а потом мне пришла в голову мысль: почему бы не написать историю села Казинка, где я родился, где жили мои предки? Ведь мы, русские, – Иваны, не помнящие родства. И я таким был, но потом решил исправить эту оплошность. Так и увлёкся историей родного края.
АиФ: – Откуда же вы черпали информацию для своей книги?
В.П.: – Честно сказать, я собирал её буквально по крупицам. Часами просиживал в архивах Москвы, Тамбова, Липецка. Выезжал на место, чтобы пообщаться со старожилами Казинки. Именно они рассказывали мне такие факты, которых не было в архивных документах. Кстати, за эту книгу мне присудили областную премию имени Трунова. Многие до сих пор считают её лучшей работой по краеведению и истории этого населённого пункта.
АиФ: – Всё-таки, что интересного вам удалось узнать?
В.П.: – Очень многое. Об истории не только села, но и своего рода. Например, в архивах я нашёл информацию о том, как брата моей бабушки расстреляли в 1938 году. Для меня это стало открытием. Оказывается, он, будучи человеком предприимчивым, сначала организовал в селе артель по ловле рыбы, а потом и собственное кирпичное производство. За это его в 1931 году и посадили в тюрьму, а через несколько лет расстреляли. Кстати, мне удалось узнать свою родословную аж начиная с 1860 года, но думаю ещё поработать.
Досье АиФ:
Василий Попов родился в с. Казинка Грязинского р-на. Окончил землеустроительный факультет воронежского сельскохозяйственного института. На протяжении 40 лет работал в архитектурной службе области, их них 30 – в должности заместителя начальника управления строительства и архитектуры.