Примерное время чтения: 7 минут
640

Пересоленная селедка. Как получить компенсацию за некачественный товар

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Черноземье 14/03/2018

Заплатили вдвойне

В Коминтерновском районном суде Воронежа вспомнили случай, как горожанин судился с магазином за то, что на туалетной бумаге не был указан метраж, а ещё один гражданин подал в суд за пересоленную селёдку. Однако большинство воронежцев прибегают к помощи Фемиды только при действительно трудной ситуации, когда по-другому вернуть деньги за некачественный товар или услугу не получается.

Ежедневно районные суды Воронежа рассматривают от трёх до восьми «потребительских» дел, и их количество только растёт. В основном отстаивать свои права приходится перед страховыми фирмами, компаниями комуслуг, строительными организациями, магазинами по продаже бытовой техники и автосалонами. В управлении Роспотребнадзора лидируют жалобы на некачественные смартфоны, мебель, одежду и обувь. Немало граждан судится с «лохотронщиками», которые втридорога «впаривают» медуслуги, косметику и пр.

Закон «О защите прав потребителей» чёрным по белому прописывает, что потребитель может потребовать заменить некачественный товар, либо соразмерно уменьшить его цену, либо вернуть деньги. Если продавец отказывается выполнять законные требования, его можно наказать: помимо стоимости товара, взыскать штраф, неустойку, пени. И показательные примеры есть: из-за нерасторопности сотрудников автосалона воронежцу Константину П. через Железнодорожный суд удалось вернуть деньги не только за автомобиль «Опель», который вышел из строя через несколько дней после покупки, но и получить неустойку в размере полной стоимости авто — 430 тыс. руб., 10 тыс. руб. морального вреда и 8 тыс.797 руб. за экспертизу, а также судебные расходы.

Суд показательно наказал и установщика пластиковых окон за то, что тот в положенный срок не устранил образовавшийся дефект — желтеющий уплотнитель. Помимо стоимости оконных конструкций в 37 тыс. 508 руб., с него взыскали неустойку в 21 тыс. 379 руб., 6 тыс. 374 руб. — стоимость монтажа, 2 тыс. руб. — за моральный вред, а также расходы на судебные издержки.

Все недостатки удалось доказать потребителям в рамках действующей гарантии на товар. Поэтому юристы советуют обязательно настаивать на заключении договора купли-продажи, в котором должен присутствовать пункт с описанием качества товара или услуги. И чем технически сложнее покупка, тем подробнее должно быть описание. При необходимости это поможет отстоять свои права в суде.

Что написано пером…

По мнению специалистов, действующий закон достаточно жёстко защищает права потребителя. Но бывают случаи, когда это сделать сложно. К ним, например, относятся кредитные договоры с «лохотронщиками» — салонами красоты или медклиниками, навязывающими дорогущую косметику или процедуры. Дело в том, что такие договоры составляются очень грамотно, а сбитые с толку вниманием и обещанной красотой женщины — обычно это пенсионерки — подписывают их, не глядя. К тому же вернуть деньги через суд возможно, лишь если это организация действующая, а контор, набравших денег с населения мошенническим путём и сменивших адрес, в Воронеже закрылось видимо-невидимо.

Например, из-за многочисленных жалоб управлению Роспотребнадзора удалось прикрыть скандально известный «Форум3» — «Городской центр коррекции фигуры и аппаратной косметологии». Впрочем, на его месте сейчас работает диагностический центр, предлагающий аналогичные медицинские процедуры.

Такие честные глаза

В конце прошлого года прокуратура Центрального района возбудила 17 административных дел против крупных воронежских супермаркетов за испорченные апельсины на прилавках, битые яйца, просроченный сыр, несоблюдение температурного режима при хранении мяса, рыбы и др.

Проблема в том, что проверки предпринимателей, якобы в интересах развития бизнеса, сократили до минимума, а киоски общественного питания санитарные врачи планово не проверяют вообще. Поэтому приходится надеяться лишь на честность продавцов.

В этой связи вспоминается резонансный случай с отравлением 19 воронежцев шаурмой, которую продавали близ остановки «Рынок Невский». Большинство пострадавших попало в больницу — у них, как и у продавца, беженца из Сирии, был обнаружен сальмонеллёз. Киоск, понятное дело, закрыли, а Коминтерновская райпрокуратура завела уголовное дело на «шаурмиста»: за нарушение санитарно-эпидемиологических правил ему грозили штраф — до 80 тыс. руб. и исправительные или обязательные работы. Да вот загвоздка: не нашли данных об ответчике, и суд над ним, по всей видимости, так и не состоялся.

А вообще воронежцы редко судятся за некачественные продукты, так как это большая морока — нужно провести экспертизу товара, доказать, что он причинил вред здоровью. При этом размер морального вреда, определяемый судом, как правило, составляет от 500 до 5 тыс. рублей. Вот и стараются решить проблему «малой кровью»: договориться об обмене испорченного продукта. Бывает, что неудачная покупка становится достоянием общественности в соцсетях, а это лучшая антиреклама и для производителя, и для магазина.

Попробуй, докажи

Генеральный директор компании «Аргумент» Георгий Поливанов:

«Несмотря на кажущуюся простоту и достаточно серьёзное нормативное регулирование, защита потребителя — трудоёмкий процесс. Основная сложность в том, что люди неправильно подходят к оформлению документов: не пишут претензии или не регистрируют их. А потом оказывается, что на руках нет нужных доказательств, а гарантийные сроки упущены. Из-за этого судьи отказывают в 50% исков.

Нередко люди пренебрегают советами юриста. Так, блестяще написанное исковое заявление помогло гражданину лишь взыскать потраченные деньги и моральный вред за автомобиль, который с наложенным судом запретом на регистрационные действия ему продал салон. А вот в положенной потребителю неустойке судья отказал. И всё потому, что из-за экономии тот решил сам себя защищать и на суде признался, что «регистрация ему нужна, чтобы перепродать машину», а закон «О защите прав потребителей» регулирует лишь приобретение товара или услуги для личного или семейного пользования».

Ещё и оштрафуют

Специалист Консультационного центра «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» Яна Бородина:

«Половина из всех обращений к нам доходит до суда. При защите своих прав потребители могут обратиться как за государственной защитой — в управление Роспотребнадзора и его территориальные отделы, так и в общественные объединения потребителей. Кстати, потребитель может подать иск в суд по месту жительства, по месту заключения договора либо по месту нахождения ответчика.

Кроме того, потребители освобождены от уплаты госпошлины. Если суд признаёт правоту истца, то за неудовлетворение требований в досудебном порядке с изготовителя или продавца/исполнителя взыскивают ещё и штраф в размере 50% от присуждённой суммы, а также все судебные издержки».

Где искать защиту?

Руководитель общественного движения «Качество нашей жизни» Николай Дегтярёв:

«Права потребителя нарушаются на каждом шагу. Недавно мы исследовали несколько видов масла, молока и сыра и выявили массу фальсификата. Много некачественного хлеба: купил сегодня буханку, а завтра она в камень превратилась.

Отстоять потребительские права сейчас крайне сложно. Роспотребнадзор будет заниматься вашей проблемой, назначит внеплановую проверку юрлица или ИП только в том случае, если присутствуют нарушения санитарного законодательства или технических регламентов и есть угроза здоровью и жизни, а если продукт, скажем, кислый либо пересоленный, никто ваши права не защитит. Обратитесь в прокуратуру — она переправит ваше письмо в тот же Роспотребнадзор. И полиция не будет заниматься вашим вопросом — ей нужны крупные нарушения».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах