Примерное время чтения: 7 минут
93

Как обменять "осетрину второй свежести"?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 15/11/2006

Все мы с вами являемся потребителями товаров и услуг. И как потребители, конечно же, заинтересованы в качестве того, что нам продают. Помните, как говаривал небезызвестный персонаж Михаила Булгакова - "осетрины второй свежести не бывает"!

Большинство споров заканчивается полюбовно

Конечно, приятно, когда купленный вами товар соответствует всем представлениям о качестве. Но что делать, если приобретенный телефон не звонит, у новых туфель тут же ломается каблук, а в магазине вас мало того, что обсчитали, так еще и продали просроченный кефир? В этом случае на защиту наших прав становится "Закон о защите прав потребителей" ("ЗЗПП").

Как свидетельствует статистика, тамбовчане обращаются за защитой своих прав все чаще. И специалистов это, как ни странно, радует. По словам начальника отдела по защите прав потребителей комитета по делам горожан Натальи ГАРНИЦКОЙ, это свидетельствует не о том, что количество некачественного товара увеличивается, а о том, что жители становятся более грамотными и не готовы мириться с нарушением своих прав.

Только за 9 месяцев текущего года в отдел поступило 1535 обращений граждан. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 9%. Среди "лидеров" по количеству жалоб пальму первенства уверенно удерживают мобильные телефоны. На втором месте - обувь, на третьем - сложная бытовая техника. При этом 70% жалоб поступает на торговлю.

Впрочем, более грамотными постепенно становятся не только покупатели, но и продавцы, которые стали вести торговлю более цивилизованно, а возникающие споры предпочитают решать полюбовно. Из всего числа обращений до судебного разбирательства доводится только 5 процентов. Кстати, в суде защита чаще всего встает на сторону потребителя.

Хотя и покупатель (чего греха таить) не всегда бывает прав. На Западе даже появился такой термин как "потребительский экстремизм", когда вы, например, покупаете товар, пользуетесь какое-то время, а потом возвращаете, как якобы несоответствующий требованиям. Или отсуживаете у фирмы-производителя солидную сумму за то, что в инструкции к микроволновке не сказано, что сушить в ней кота нельзя. Впрочем, по словам Натальи Гарницкой, случаев потребительского экстремизма в Тамбове пока не отмечено.

Кошку не той расцветки менять нельзя

Отправляясь за покупками, вы должны знать несколько правил. Так, потребовать замены товара вы можете в двух случаях: если он оказался некачественным или же "не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации" (ст. 25 "ЗЗПП"). Однако при этом товар должен иметь "нетронутый" вид, то есть должны быть сохранены потребительские свойства, пломбы, ярлыки. Это касается товаров непродовольственной группы.

Если товар все же оказался некачественным, обратитесь к продавцу. Он обязан предложить вам на выбор замену товара на такой же, но без дефекта; замену на аналогичный по потребительским качествам, но другой марки (модели, артикула) с компенсацией разницы в цене; возврат денег; снижение стоимости товара. Кстати, отказать вам в замене или выплате неустойки на основании того, что у вас отсутствует кассовый, товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки товара, не могут. Для подтверждения того, что он приобретен именно в этом магазине (у этого продавца), достаточно сослаться на свидетельские показания.

Если же решить вопрос мирным путем не удается, требуйте проведения дополнительной проверки качества товара. По закону (ст. 21 "ЗЗПП") проводить ее должен продавец, а покупатель имеет право присутствовать. Однако учтите, если окажется, что претензии были необоснованными, оплачивать стоимость экспертизы придется вам. Если же вы оказались правы, то заменить товар продавец обязан в течение семи дней со дня предъявления претензий (если нужна экспертиза - в течение двадцати дней), а в случае, если нужного товара нет в наличии, - в течение месяца.

И, наконец, помните, что Постановлением Правительства РФ от 20.10.1998 N1222 (редакция от 06.02.2002 - N81) утвержден перечень товаров, обмен которых не производится. Сюда входят товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди, парики, шиньоны и др.), парфюмерно-косметические и текстильные товары, строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия), швейные и трикотажные изделия (белье и чулочно-носочные изделия), товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты, мебель, изделия из драгоценных металлов, автомобили и мотовелотовары и ряд других. В этот же список попали животные, растения и оружие. Но распространяется это правило только на качественный товар. Если вы обнаружили брак, заменить товар продавец обязан, о чем бы ни шла речь!

"АиФ-справка"

ЕСЛИ вам продали некачественный товар или оказали некачественную услугу и вам требуется помощь специалиста, вы можете обратиться в отдел по защите прав потребителей комитета по делам горожан. По вопросам, связанным с торговлей, можно проконсультироваться по телефону 71-13-13; по вопросам услуг ЖКХ - 72-44-91; помощь юриста - 72-37-67. Денег за консультацию с вас не возьмут, а при необходимости помогут защитить свои интересы и в суде!

В ТЕМУ

Когда начинается сезон?

Летом купила себе осенние сапоги. Гарантийный срок был обозначен в чеке - 1 месяц. То, что есть брак на голенище, я обнаружила буквально на днях, когда наступили холода. Могу ли я потребовать замены или возврата денег, несмотря на то, что прошло уже 4 месяца со дня покупки?

С. Краснова, Тамбовский район

В ст.19 "Закона о защите прав потребителей" говорится, что претензии в отношении недостатков товаров удовлетворяются в течение гарантийного срока или срока годности. Однако для обуви, одежды и прочих сезонных товаров это правило имеет исключения. Здесь началом гарантийного срока считается наступление соответствующего сезона. Причем для каждого региона время, когда начинается сезон, устанавливается свое. Постановлением администрации Тамбовской области N927 от 4 декабря 2003 сроки наступления климатических сезонов на территории нашего региона для исчисления гарантийных сроков сезонных товаров, а также сроков службы этих товаров установлены следующие: зима - с 10 ноября; весна - с 1 апреля; лето - с 20 мая; осень - с 10 сентября. Однако в вашем случае, увы, обменять осенние сапоги теперь вам вряд ли удастся.

Квартирный вопрос

Приобретение квартиры - событие, безусловно, важное, значимое и радостное. Однако что делать, если после того, как вы переступили порог своего жилища в новостройке, оказалось, что строители явно поторопились с приемкой объекта и оставили немало недоделок? С одной стороны, можно взяться за отвертки, разводные ключи, молотки и прочий инструментарий. Но можно вспомнить и о том, что совершение любой покупки, даже такого крупного объекта, как квартира, автоматически превращает вас в потребителя, у которого есть свои права. И их тоже надо знать!

На помощь придут те статьи "Закона о защите прав потребителей", в которых говорится об устранении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), то есть ст.28, ст.29 и ст.30. Браком и недоделками считается все, что не соответствует СНиПам и ГОСТам. Свои претензии необходимо изложить в письменной форме и направить строительной фирме. Как и в случае с другими покупками, вы можете претендовать на безвозмездное устранение недостатков, на уменьшение стоимости, а также на компенсацию затрат (в случае, если ремонт пришлось делать собственными силами или с привлечением третьих лиц).

Кстати, устранить недостатки строители обязаны в указанный вами срок, а не "когда придется". Конечно, при этом стоит учитывать реальность собственных запросов. Так что если по правилам для полного застывания бетона требуется несколько дней, то настаивать на завершении работ в течение получаса не стоит. Однако если строители не уложились в отведенный обоснованный срок, то у вас есть полное право потребовать оплату неустойки (пени).

И еще. Знаете ли вы, что и у недвижимости есть свой гарантийный срок? По закону это 5 лет со дня подписания акта приема-передачи дома. В этот срок вы имеете полное право предъявлять требования, связанные со строительными недостатками.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах